Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним5 августа 2023 г.

    Не козëл, но барашек на заклание

    Современного читателя уже не удивишь интерпритацией на тему "проснуться в чужом теле". Мы уже пресытились и литературой и кино, повествующих о людях примеряющих на себя другой гендер, возраст или даже эпоху. Но для 1957 - года выхода книги, наверное, история о человеке, встретившем двойника это нечто невероятно захватывающее. Прошу не считать за спойлер, поскольку это становится понятно в первой же главе. Так вот, жил-был английский джентльмен Джон, своей серенький скучной жизнью, пока не встретил ( не иносказательно, а очень даже буквально) второго "себя" и встреча эта оказалась судьбоносной. Хотя в общем, сей факт только стартовый выстрел, вся соль в том, что его двойник Жан решил использовать нашего героя в качестве замены самого себя и так Джон оказался загнан в угол, вынужден жить чужую жизнь.

    Обычно для меня не составляет труда составить мнение о книге и мало мальски его сформулировать, без оценок чаще всего оставляю только недочитанные произведения. Но Дюморье поставила меня в затруднительное положение. Роман мне не понравился, но свои же аргументы у меня под вопросом и вообще не могу определиться в своих эмоциях.

    Автор тут накрутила рассуждений на тему любви, ответственности, жертвенности и прочее прочее. Главный герой, кстати, одинокий человек, преподаватель в университете, приезжает в фамильный замок своего первого "я". И мало того, что он оказывается отец семейства, он ещё и владелец фабрики. Полная смена амплуа. Естественно, он ничего не знает, никого не знает, не понимает чего от него ждут, одним словом его впечатления - чистый лист. И в этом смысле мне очень импонирует "свежий взгляд" на семью. Известно - красота в глазах смотрящего. И вот уже истеричка превращается в женщину, которой просто катастрофически не хватает душевного тепла. Джон быстро забывает, что он всего лишь замена, роль, жертва идиотской шутки, происходящее для него не забава и не эксперимент, а вполне себе новая жизнь, шанс что-то исправить ,пусть то и чужие ошибки.

    Но беда в том, что автор взяла классической набор для описания опостылевшей семейной жизни. Смотрите сами на обитателей дома : гиперактивный впечатлительный ребëнок- в каждой бочке затычка, молчаливая старая дева, требовательная maman, тупенькая скучная жена, ворчливый братец. Тут кто угодно сбежит к великолепной понимающей совершенно особенной любовнице. Таковая в комплекте тоже имеется.

    И вот я прямо до последнего не могу определиться со своими характеристиками. Дюморье поймала меня в ловушку. Я на какой стороне? Джона или Жана? Я вижу мерзость в каждом из этих родных другу другу людей или я понимаю их боль? Я желаю ребенку больше родительской любви или в угол на горох её нафиг, избалованную эгоистку? Я в полном замешательстве... Я так и не раскусила никого из обитателей фамильного замка.

    Зато "Козëл" с этой задачей справился на "ура". Я как будто посмотрела кино на скорости х2. Домочадцы спокойно себе гнили в своих обидах, болезнях, страданиях, лжи и притворстве, как-то жили. Но Козëл явился и всë исправил. Всë понял, во всë врубился, хоп хоп, всë раскидал, где надо покомандовал, где надо извинился. За неделю даже на дороге к замку каждая травинка ему стала знакома. Он, оказывается, тонкий психолог, вречеватель душ и кризисный менеджер в одном флаконе. НЕДЕЛЯ, господа! НЕДЕЛЯ! Ну это же нелепо и смешно. Несите "золотую малину" этому кино.

    И чем ближе к финалу, тем больше роман превращался в "Грозу" Островского. Где светлой чистой душе не место в "тëмном царстве", где любой благородный порыв будет задушен. Где попытка помочь, понять, сопереживать вызывает только циничную усмешку. Не обошлось и без сакральной жертвы. В этом смысле главный герой никакой не козëл отпущения, а самый настоящий жертвенный барашек, мне его жаль. У него две жизни и обе коту под хвост.

    Дюморье добавила элемент квеста в своё повествование, Джон как СуперМарио скачет через препятствий, и чëрт его дери, проходит этот путь без сучка без задоринки! И это бесит! Любой, оказавшийся в подобной ситуации, попадал бы в просак, ошибался, оступался, нервничал, совершал дурацкие поступки, вызывал бы подозрения. Но только не СуперДжон. Очевидно, что в реальной жизни никому и в голову бы не пришла идея, что "царь то не настоящий", настолько это из области фантастики. Но тем не менее, я не верю, что в предложенных обстоятельствах можно так резво адаптироваться и не вызывать ни малейших подозрений. А я в свою очередь подозреваю, что пока не готова дальше знакомиться с автором.






    33
    467