Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Снежный шар

Соён Пак

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2023 г.

    Это книга стала для меня почвой для нового опыта. "Снежный Шар" - первая книга корейского автора, которую я прочитала. Это первая антиутопия, которую я прочитала за последниие лет пять точно. Это первая книга, которая дала в полной мере ощутить "мне нравиться, что здесь написано, но не нравится как это написано".
    Итак, в мире начался новый Ледниковый период, единственным местом, где можно регулировать погоду (а соответственно вести сельское хозяйство и прочие необходимые для жизни атрибуты) является город Сноубол, закрытый от остального мира куполом. Единственным недостатком Сноубола является то, что он жрет невероятно огромное количество электричества, как почти все технопримочки разной степени бесполезности с вайлдберриз. Электричеством Сноубол обеспечивают люди извне, которые крутят педали на многочисленных велотренажерах по десять часов в день. Взамен эти люди получают одну из основных человеческих потребностей наравне с хлебом - зрелища. Под "зрелищами" подразумеваю многочисленные сериалы, производимые Сноуболом, которые с замиранием сердца смотрят люди извне. И этот элемент мне показался крайне занимательным, потому что до этого я не видела в антиутопиях подобного элемента транзакции. Люди вне Сноубола жертвуют своими жизнями и здоровьем, обеспечивая Сноубол энергией, в то время как жители Сноубола жертвуют своей приватностью и обеспечивают простых людей развлечениями. Обычно, подростковые антиутопии фокусировались именно на элементе угнетения без подобных нюансов.
    Сама идея, конечно, не совсем новая. Я вот, например, по мере прочтения то и дело вспоминала вторую серию первого сезона "Черного Зеркала". Правда, там посыл был немного в другом.
    В совершенно обычной семье живет наша главная героиня Чон Чобам. Он тоже ежедневно крутит педали, ненавидит свою жизнь и мечтает поехать в Сноубол, чтобы стать там режиссером. И ей предоставляется такой шанс, когда на пороге семейного дома появляется кумир Чобам - госпожа Ча Соль. Ча Соль готова исполнить мечту Чобам, но, разумеется, не бесплатно. От Чобам требуется изображать самую популярную актрису Сноубола - безвременно почившую Ко Хэри. Как два пальца об асфальт!


    Жизнь, проведенная в ступальном колесе, которому все равно, кто его крутит, не сравнится с жизнью, которую могу прожить только я. Только я способна сделать конец истории Хэри счастливым.

    И тут кроется довольно интересный момент. Для Чон Чобам жители Сноубола - по сути, не совсем люди. Они персонажи из сериалов, которые она смотрит у себя. Персонаж от реального человека, разумеется, отличается и сильно, но Чобам не видит эту грань. Ко Хэри-человек покончила с собой и это ужасно. Но у Ко Хэри-персонажа просто не может быть такого финала. И для Чобам (да и для всех остальных) именно Ко Хэри-персонаж важнее. И раз Ко Хэри - не более, чем персонаж, то ее роль можно сыграть. Сыграть эту роль дано не каждому, а только тому, кто внешне похож. И Чобам упивается в какой-то степени чувством того, что именно она из прочих подходит на эту роль.
    Большинство подростковых антиутопий нулевых строились на одинаковом концепте: мир победил голод и болезни, а людей лишают социальных свобод по типу возможности влюбляться, выбирать себе партнера и так далее. Вот в чем штука: для человека, который всю жизнь прожил в нищете, подобный сценарий не покажется антиутопическим. Ты не будешь думать о каких-то там социальных правах, когда тебе кушать нечего. И поначалу Чобам была именно таким человеком. Ее абсолютно устраивало то, что бабушка и мама Хэри проявляют к ней насилие, а сама она под прицелом телекамер двадцать четыре часа в сутки без выходных и отпусков. А все потому что у нее теперь есть популярность, вкусная еда и брендовые вещи. И этот разрыв между Чобам и настоящей Хэри настолько силен, что первая откровенно не понимает как последняя могла решиться наложить на себя руки.
    Арка Чон Чобам по всем канонам должна была заключаться в медленном избавлении от иллюзий. И на первый взгляд Пак Соён именно это и дает. Однако, на деле, автор вертит Чобам, как симом в СИМС-е, заставляя поступать так, как надо по сюжету. Чобам игнорирует информацию, которую только что получила, меняет свой характер и желание по щелчку пальцев и все это ради того, чтобы сделать работу автора проще. В какой-то момент она вообще решает отказаться от своей мечты стать режиссером и не прочь притворяться Хэри до конца своих дней. Это подразумевает, что она никогда не увидит свою семью и никак не сможет с ними связаться. Г-жа Пак хочет убедить читателя, что данные перемены произошли постепенно из-за того, что Ча Соль манипулировала Чобам. Вот только, Ча Соль довольно быстро раскрыла все карты и перестала строить из себя добрячку. Ча Соль - Пигмалион, а Ко Хэри - ее Галатея. И ей плевать кто будет исполнять эту роль, потому что без Хэри-Галатеи ее карьере конец. Ча Соль никогда этих намерений не скрывала, но Чобам по какой-то причине продолжает ею восхищаться. И это действительно могло быть интересно. Можно было бы показать то, как взрослый человек манипулирует легковнушаемым подростком, ибо является его кумиром и пользуется этим. Но все сводится к тому, что Ча Соль больше напоминает диснеевского злодея. Она что-то требует, а Чобам делает это потому что... так надо, ибо иначе сюжета не будет?
    Третья часть, в которой начинается основной экшн мчится голопом по Европам. Автор также начинает чуть ли не в каждой главе представлять по новому персонажу. И все диалоги, за редкими исключениями, описываются сплошным нарративом, ровно как и предыстории. А ведь данные взаимодействия, учитывая то, кем эти новые герои для Чобам являются, могли бы быть крайне любопытными. Не буду вдаваться в спойлеры, но мне этого крайне не хватало, поэтому я осталась разочарованной.
    Пак Соён поднимает много интересных тем, но она проходится по ним крайне поверхностно, по моему мнению. Не отрицаю также, что проблема может быть в моей собственной неосведомленности касательно корейской дорамной культуры, поэтому многие вещи мне были не понятны.
    Пожалуй закончу на обсуждении еще одного аспекта - Ко Хэри. По всей книге тонкой нитью проходит линия осознания Чобам того, что Ко Хэри не была персонажем, который просто шикарно жил и был окном в другую жизнь для тысячи своих поклонников. Хэри была в первую очеред семнадцатилетней девочкой, у которой были свои мечты, мысли и переживания. Вот только, мы эту девочку так и не узнали. Даже Чобам ее так и не узнала по настоящему. А соответственно, Хэри так и осталась некой эфемерной идеей. Идеей, вокруг которой все построено, но не более.
    История, в принципе, закончена, но существует вторая часть. Когда ее переведут, да и переведут ли вообще, пока неизвестно. Не сказать, что я горю особым желанием читать сиквел, но если он-таки выйдет, то кто знает?

    P.S. Совет тем, кто решит читать эту книгу. Не смотрите в оглавление, названия глав являются спойлерами.

    Содержит спойлеры
    17
    938