Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 5. Доктор Фаустус

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2014 г.

    Название романа говорит само за себя. И говорит на протяжении 1.75 Гбт. Вы можете себе это представить – 1 точка. 75 Гигабайт? Немецкая обстоятельность. Немецкий орднунг. Если есть в себе силы этот самый порядок одолеть – попутного ветра в паруса корабля под названием «Энтузиаст»!!!
    А вообще-то мне повезло вот, в чем. Идущие друг за другом Бёлль, Манн, Джойс и Кафка, повторяющиеся, чередующиеся разными романами дали неожиданную картину: какая разная топология их миров! Париж явно стоил мессы. Сегодня – несколько слов о Манне и его представлениях, как это открылось мне. Но сначала – о «Нимфоманке» Триера.
    Как же он, психотерапевт, совершенно свободный, по его словам, от всяческой сексуальности, а потому совершенно беспристрастный, как же он рассуждает! Как много он знает – и иконы Рублева, и страдающую Западную церковь символ которой – распятие, и Восточную церковь благодати и радости с её самым популярным иконописным мотивом Богоматери с младенцем! Как много он знает и понимает в человеке: лишь пару вещей из многочасового рассказа героини, рассказа нетривиального, ему не очень понятны. Откуда же такое глубокое и разностороннее знание? Не из того ли источника, что и талант Адриана Леверкюна – Фауста не из средних веков? Откуда мотив критики Бетховена за «неумение писать фуги», мотив, также озвученный и опровергнутый триеровским психотерапевтом из «Нимфоманки»? Да оттуда же – из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Вот такая «подсказка» датчанина из немецкого литературного источника.

    Многословие романа для меня было почти непереносимым. Но плодотворным по итогу. С чем можно сравнить мир Манна? Манновская топология – это соты, мир как пчелиные соты, которые необходимо заполнить. Соответствующим содержанием. С немецкой обстоятельностью и с немецким же орднунгом. Манн берет некую тему-сот и начинает заполнять его. С горочкой. Потом – следующую, потом – ещё одну. Одна сота плотно примыкает к окружающим. Строгий порядок. Идеальная геометрия. Полная заполненность. Всё это – творческая манера Томаса Манна. Его представление мира. Поверьте, чтобы понять эти вещи, стоило читать и «Доктора», и «Лотту» и «Признания авантюриста». Не знаю, стоит ли продолжать в виде «Будденброков» или «Смерти в Венеции», чтобы получить ещё одно подтверждение собственному представлению, не знаю. Откровенно говоря, читается Манн очень не просто (точнее, в моем случае – слушается). Наверное, дело в изменившемся романе как литературном жанре. Поэтому чтение Манна (как и Бёлля) – на сурового любителя.

    Из подборки «100 книг, которые необходимо прочесть прежде, чем…»

    23
    492