Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Добыча

Эмиль Золя

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2023 г.

    Гонка за золотом и прожигатели жизни

    Когда хочется очередную тонну тлена, Эмиль Золя всегда к твоим услугам. Разница только в том, что иногда прямо до глубины души пробирает, а иногда реакция из серии «ну, нормально». Сейчас вот как раз второй случай. Причем случается у меня это стабильно через раз, одна цепляет, другая нет. Как-то я так умудряюсь выбирать книгу из «репертуара» писателя, хотя читаю без всякой системы, совсем не по порядку. Вот «Добыча», например, для меня стала восьмой прочитанной книгой Золя, хотя по хронологии эпопеи Ругон-Маккары она вообще вторая.

    Действие здесь уже происходит не в маленьком заштатном Плассане, но в блестящем Париже времен Второй империи. В городе проводится масштабная реконструкция, прокладываются новые широкие бульвары, сносится множество домов. И на всем этом зарабатываются огромные деньги. Золото течет рекой, прекрасная возможность для наживы, если иметь нужные связи, способность чуять выгоду и не гнушаться спекуляциями и мошенничеством.

    У Аристида Саккара (бывшего Ругона и брата Эжена Ругона, ставшего министром) все нужные качества есть в избытке. Он перебрался в Париж, влекомый жаждой денег, и в своей погоне за богатством он не остановится ни перед чем. Он будет вынюхивать, манипулировать, подстрекать, пускать пыль в глаза, швырять на ветер сотни тысяч, чтобы заработать миллионы. Его не интересует ничего, кроме этой гонки: жена, дети, прочие люди вообще ничто перед заветной возможностью обогатиться. При этом ему даже неинтересен капитал как таковой, он не способен удерживать и постепенно приумножать уже полученное или спокойно жить на проценты. Нет, его душа требует размаха, блестящих сложных операций, риска, жизни на максимально широкую ногу: пусть все видят, что Аристид Саккар может себе это позволить. Даже если при этом терпит убытки и миллионы утекают от него так же легко, как приходят. Закатывая шикарные балы и осыпая жену драгоценностями, он иногда не способен заплатить булочнику.

    Этим водоворотом безудержного транжирства зацепило и жену Саккара Рене, и его сына от первого брака Максима. Оба они интересовали Аристида лишь в той степени, в которой он мог извлечь из них выгоду: от жены – приданое, от сына – выгодная женитьба. В остальном они были предоставлены сами себе, имели неограниченный кредит (конечно же, не просто так, Саккар крепко держит добычу на крючке) и возможность делать все, что заблагорассудится. Обоим было скучно, они были пресыщены всеми возможными развлечениями, которые только можно купить за деньги. Пустые, бессмысленные люди, которые тупо прожигали жизнь и совершенно не знали, чем еще заняться. Особенно Рене, ей все казалось, что есть какие-то особые, еще не испытанные ею наслаждения. Она вечно находилась в поиске еще чего-то такого, что может дать эмоции. И скатывалась все ниже, но, презирая сама себя, раз за разом обнаруживала, что все «не то». То, что случилось в итоге, только закономерно. Это давало ей возможность испытать некое чувство греха, тайное удовольствие, сладкий ужас от того, что кто-нибудь узнает. Тем сильнее было разочарование…

    Правда, вообще непонятно, почему Золя упорно именует это «преступлением» и «кровосмешением». Они же не кровные родственники. Да и вообще наименьшее из всех зол, что творились на страницах книги. Даже если именно так это воспринимала сама Рене, все равно странно, имхо.

    А вокруг все так живут, развлекаются, как могут, устраивают свои дела, обогащаются всеми возможными способами, а если кто окажется таким простофилей, что попадется на удочку ловкого мошенничества - то сам дурак. На общем фоне Саккары не лучше и не хуже, просто иллюстрация безумной эпохи, так сказать, ее квинтэссенция.

    Почему зацепило меньше, чем могло бы? Во-первых, я не прониклась ни к одному герою. Вообще Золя умеет раскрутить на эмоции, положительные или отрицательные – уже не важно, главное, что начинаешь чувствовать ситуацию, кого-то жалеть, кого-то ненавидеть, кем-то даже отчасти восхищаться, несмотря на все происходящее и т.д. Проще говоря, живешь в книге, даже если это морально тяжело. Здесь же к абсолютному большинству героев (кроме совсем уж второстепенных и не влияющих на сюжет) я испытывала лишь брезгливость и отвращение. Ну как если бы вся книга была про слизней – довольно сложно проникнуться. И Рене, и Максим, если верить автору, изначально были с червоточинкой, просто их природные склонности соединились с финансовыми возможностями и бездельем, вот и вышло то, что вышло. Так что мне их и не жаль, но и не скажу, что так уж бесят. Просто вот такие мерзенькие людишки. Все описываемое получилось, как всегда, натурально и правдоподобно, но не вызывало тех чувств (по крайней мере, у меня), когда книга ранит, но не отпускает.

    Во-вторых, и это я уже писала в рецензии на «Карьеру Ругонов», для меня здесь слишком много описаний. Нет, сами по себе они прекрасные, «вкусные» (даже если мерзкие, одно другому не мешает), но вот когда их количество, по ощущениям, значительно превышает объем остального текста (действия, диалогов и т.д.), это начинает слегка угнетать, до того, что в какой-то момент хочется начать их пролистывать, несмотря на красоту языка и на то, что эти описания не просто так, а очень даже важны для книги. В частности, характеры героев показываются по большей части не через слова и действия в моменте (хотя это тоже есть), а через эти же самые авторские описания. В этой книге Золя сам дает своим персонажам оценку, нам же остается только согласиться с ним или же нет. Причем у меня сложилось впечатление, что по ходу развития эпопеи описаний в среднем становится меньше, а всего остального – больше. Но так как читаю не по порядку, могу и ошибаться.

    А впрочем, неважно, что я тут что-то ворчу. Автора читать, конечно же, продолжу. И если традиция сохранится, то следующая книга должна быть на 5 звезд=)

    59
    846