Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    nevajnokto7 апреля 2014 г.

    "Возвращение в Брайдсхед" - это классика английской литературы, и как, почти все образцы данного жанра, многогранна и неисчерпаема с точки зрения поэтапного изучения, исследования и анализа. На первый взгляд, это легкочитаемое и абсолютно не отягощенное дополнительной смысловой нагрузкой, произведение. Но, чем дальше погружаешься в сюжет, тем явственнее ощущаешь суть, скрытую в задумке автора. Тонкая ирония - это огранка, в которую очень искусно инкрустирован роман. Страница за страницей читатель раскрывает все новые пласты, скрытые между строк, спрятанные доселе под ажуром, казалось бы, такого непритязательного текста. Мысль, глубокая, резкая, точно подмеченная, не сразу дает себя расшифровать. Спокойное, безмятежное течение реки, сопровождаемое еле уловимыми вибрациями далекого рокота. Что он предвещает? О чем хочет предупредить? Конечно же, о надвигающемся бурном потоке, который закружит в круговороте событий. Он поднимет со дна залежалый ил, смоет плесень, раздвинет камни, открывая взору дно - последнее пристанище.

    Сюжет романа - это воспоминания 39-летнего Чарльза Райдера, связанные с Брайдсхедом, поместьем, принадлежавшим семье Флайтов, известной фамилии в списке английской аристократии. Обучаясь в Оксфорде, Чарльз знакомится с Себастьяном Флайтом, одним из четверых отпрысков семейства. Первое знакомство состоялось в весьма неприглядных обстоятельствах, но это не то чтобы помешало, как раз наоборот - стало началом искренней привязанности и крепкой связи между юношами.
    Себастьян Флайт, мальчик неземной красоты и бесконечного обаяния. Именно мальчик, несмотря на возраст - ребячливый, капризный, инфантильный, томный, намеренно не желающий взрослеть, о чем говорит медвежонок Алоизиус - игрушка, с которым Себастьян неразлучен ни при каких обстоятельствах.
    Первое время Себастьян упорно избегает темы о своих родных в разговорах с Чарльзом, а уж тем более против встречи Чарльза с кем-либо из членов семьи. Он трактует это так:


    Я не хочу, чтобы вы знакомились с моими родными. Они все такие немыслимо обаятельные. Всю мою жизнь они у меня все отбирали. Из-за этого их обаяния. Стоит только вам попасть к ним в лапы, и они сделают вас своим другом, а не моим. А я этого не хочу.

    Хотя, Себастьян и обобщает всех под один гребень, больше и ярче всего чувствуется давление его матери - леди Марчмейн. Ее отношение к своим детям - это одна большая Ошибка, в первую очередь выраженная в нездоровой к ним любви, мертвой хваткой вцепившаяся в горло, удушающая, убивающая. Мать стремится переделать детей под свои идеалы, ни минуты не задумываясь о том, что при этом ломает их личность, их индивидуальность, отнимает право жить своей жизнью. Дети рвутся прочь от этой угнетающей опеки, которая больше всего распространяется на сыновей - Брайдсхеда и Себастьяна.
    Эта необузданная тирания, облаченная в одежды материнской любви, доводит Брайдсхеда до того, что он закрывается от мира в некую раковину, куда никто не вхож. Он полностью оторван от жизни: нет ни друзей, ни интереса к общению, ни личной семьи, ничего. Он попросту сбежал. Сорвал оковы, надетые матерью, и закрылся в собственном мирке, живя единственным увлечением - собиранием спичечных коробков. Они несут в себе огонь, к которому Брайдсхед равнодушен. Он потерял способность зарождать.
    Себастьян же отреагировал совсем по-иному. Он тоже выбрал бег, единственный возможный путь. Но если старший брат провис в состоянии полной прострации, то младший с бешеным темпом катился под откос. Все попытки матери сделать из сына идеал в итоге терпят крах - Себастьян морально деграрирует, совершенствуясь только в одном - в пьянстве, и настолько успешно, что доводит себя до того состояния, когда все оставляют его в покое, махнув на него рукой.
    Изначально неверный путь, взятый леди Марчмейн как за самый совершенный - это насмешка Во над устаревшим, исчерпавшим себя способом воспитания, утративший свою силу. Отголосок прошлого, не оправдавшая себя штамповка, кочующая из столетия в столетие, при этом ломающая судьбы и жизни.

    Не многим отличается и отец самого Чарльза, с которым у него слишком натянутые отношения. Но в их случае - это абсолютная чуждость отца к сыну. Чарльз ему не интересен, он не желает близости, подчеркнуто вежливый и совершенно равнодушный.
    Вообще, в романе постоянно кто-то кого-то "воспитывает" - кузен Джаспер, возомнивший себя опекуном Чарльза, Бой Мулкастер вместе с дружками "проучивает" Антони Бланша - эксцентричного псевдофилософа, который в свою очередь берется учить Чарльза, пичкая его умными речами. Это, в большинстве своем, эпизодические вкрапления. Но, в целом, они - немаловажные штрихи, дополняющие общую картину, на которой изображена вымирающая аристократия, мнимые идеалы, неполноценная любовь, чужие, точнее неподходящие роли, которые приходилось играть в жизни - в своей жизни, а в итоге - непоправимые ошибки и сожаления.
    Роман - это полный грусти Взгляд, брошенный через плечо на ворох прошедших лет. Буйная молодость, играющая всеми красками, взбудораживающая кровь, обещавшая так много, но оставившая воспоминания, и ничего кроме.

    Дальше...

    39
    294