Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The White Tiger

Aravind Adiga

  • Аватар пользователя
    Аноним6 апреля 2014 г.

    Индия как страна и индийцы как народ с очень своеобразной культурой меня не очень привлекают, так получилось, что их ценности, качества, образ жизни мне чужды совершенно. Притом Индия уже не является такой экзотикой, чтобы изучать ее и удивляться, как как же живут люди в этой "параллельной вселенной" - как, например, многие культуры стран Африки или американских индейцев.
    А уж в данный момент времени - еще и передоз :) В принципе, хватило Шантарама в качестве бонуса по ДП, чтобы желание читать про Индию и индийцев пропало начисто. Но всё же конец марта порадовал замечательным фильмом "Жизнь Пи" по книге Янна Мартела, а игра Вокруг света потребовала прочтения аж двух книг про Индию (это жестоко)). Сначала были не очень впечатлившие меня заметки Кристины Камаевой о жизни русских студенток в Индии, после чего я решила наконец разделаться с давно пугающим долгом по годовому мобу. И в течение долгого времени больше не открывать книг об Индии, да.))
    В общем, к чему я это всё - ситуация была для книги довольно неблагоприятная, шансов понравиться у нее было мало. И всё-таки мне понравилось! Не до восторженного писка, но это очень и очень достойно.

    Я не ожидала от книги отношения к происходящему, понятного для меня и для любого другого не индийца. Не ожидала некоторого цинизма, рассудительности и многих других качеств, характерных для западного человека. Ведь типичный индиец для меня - это стремление к сиюминутным простым удовольствиям, любопытство, неразвитость мысли и наивность на грани животного, самоуверенность, лживость и на всякий случай страх перед любым, кто в чем-то выше тебя по положению и имеет какую-то власть. Это эгоизм среди чужих и самопожертвование для семьи. А главный герой, Белый Тигр, совсем не такой. Вот совсем. Он, его действия и мотивация, его решения мне в основном близки и понятны. Этого никакой индийский колорит и окружающая пестрая обстановка не испортит, и это ключ к тому, чтобы книга понравилась.

    Об Индии сказано много - она очень разная, но в основном яркая, шумная, совершенно безалаберная. Закона нет - одни взятки и воровство. И вся страна очень грязная. Прямо вот подташнивает иногда.


    В это время в чайной всегда наводят чистоту. Паук в человеческом обличье приволок мокрую тряпку и принялся возить ею по полу, орудуя то ногой, то рукой. Перед тряпкой образовалась лужа совершенно черной воды. Даже мыши, казалось, бросились наутек. А посетители и в ус не дули, когда мерзкие брызги долетали до них. И вот полная мусора лужа докатилась до меня, в жиже плавали объедки, пластиковые обертки, использованные автобусные билеты, луковая шелуха, кориандровая стружка, и посреди всего этого великолепия драгоценным камнем сверкало и переливалось блестками отражение голой электрической лампочки.

    История Белого Тигра - это история мальчика, родившегося в бедном семействе в одной из индийских деревень. Ему не дали закончить школу, и вся жизнь его до поры до времени была подчинена цели выпросить хоть какую-то работу и принести домой хоть немного денег. При этом семья его - совсем не дружная, даже дома человек человеку волк. Старшие помыкают младшими и используют их, отца и мать гг вот вообще уморили на работе и быстро забыли. Но.. так и живут. А гг, кстати, даже не дали имени и не запомнили день и год рождения.


    Ведь мы все полуфабрикаты — я и многие тысячи моих соотечественников, кому не суждено было закончить школьный курс. Вскройте нам череп, посветите внутрь фонариком — и увидите горы всякой рухляди: разрозненные фразы из учебников истории и математики (уверяю вас, никто так хорошо не помнит учебный материал, как мальчишка, которому не позволили учиться дальше); белиберду про политику, которую читаешь в газетах, пока ждешь в кабинете клиента; треугольники и пирамиды на оберточной бумаге из чайных — когда-то эти листочки были книжками по геометрии; ошметки теленовостей; сплетни; обрывки сообщений Всеиндийского радио; разговоры в общем душе, — короче, все, что вспоминается перед самым сном, что молнией проносится в памяти словно ящерица, вдруг упавшая с потолка на пол. Вся эта дребедень, полусырая, не до конца переваренная полуправда, которая мешается и переплетается с другой невыпеченной полуправдой, и составляет твой образ мыслей, и определяет твой образ жизни.

    Мальчишке страшно повезло - он выучился водить машину и нанялся к богатым господам шофером. Ну и заодно уборщиком, массажистом, официантом.. в общем, слугой. Кто-то из семьи слугами помыкает и бьет, кто-то относится по-человечески.. так и слуги - разрываются между привязанностью, благодарностью и ненавистью, завистью к помыкающим ими богачам, возящим друг другу наличные деньги чемоданами.

    Но несмотря на обиды, слуги позволяют себе быть нечестными только в незаметных мелочах. Все они "в клетке". Ведь при устройстве на работу хозяева всегда спрашивают о семье слуги. И если слуга украдет, убьет, ударит и т.д., даже если сам он исчезнет и избежит наказания, каждый из членов его семьи обречен на мучительную смерть. Да и свои при случае сдадут:


    Слугам очень не по душе, если кто-то из них пускается на выдумки. Глядишь, еще, чего доброго, изобретателем заделается. Или предпринимателем.
    Такова печальная правда, господин Премьер.
    Клетка охраняется изнутри.

    Поэтому, как правило, хозяева доверяют слугам на все сто.


    За рулем у тебя безумец, замысливший кровавый грабеж, сидит в каких-то десяти дюймах, а ты и ухом не ведешь. Ни тени подозрения. До чего вы, люди, слепы. Болтаете по сотовому с американцами, с которыми вас разделяют тысячи миль, и даже не пытаетесь представить себе, что творится в душе того, кому вы доверили баранку вашей машины!

    Белый тигр - один из немногих, кто пожертвовал семьей ради своей жизни. Он не жалеет ни об убийстве хозяина, ни о судьбе семьи. Он, наконец, свободен, он живет.


    Настоящие кошмары совсем другие. Во сне я мечусь в постели, страдая от того, что струсил, и мистер Ашок забрал деньги, и я по-прежнему живу в Дели в слугах... Вот тут-то я и просыпаюсь.
    И испарина быстро высыхает. А сердце перестает колотиться. Я убил его! Убил!

    Месяца через три после приезда в Бангалор я отправился в храм и помолился за всех: за Кусум, за Кишана, за всех своих дядюшек и тетушек, двоюродных братьев и сестриц, племянников и племянниц. Помолился даже за буйволицу. Я ведь не знаю, кто жив, а кто нет. А потом сказал Кишану, и Кусум, и всем своим родственникам:
    — А теперь оставьте меня в покое.

    Можно много говорить о решениях и судьбе главного героя, но главное в том, что это крайне нетипично для Индии. Но, на мой взгляд, вполне имеет право на жизнь в тех обстоятельствах, в которых оказался мальчишка.

    13
    46