Рецензия на книгу
Die linkshändige Frau
Peter Handke
Аноним25 июля 2023 г.Тишина внутри и снаружи
Пустота. Тело превратилось в оболочку, звуки окружающего мира кажутся неестественно громкими, люди, их голоса и слова, их ненужное участие и расспросы кажутся такими странными и нелепыми. Кажется, что смотришь на себя со стороны, смотришь и не веришь, что это в самом деле происходит. Что сейчас это твоя жизнь.
«Она заперла за ним дверь, постояла. Услышала шум отъезжающей машины, подошла к шкафу рядом с дверью и уткнулась головой в висевшую там одежду»
Книга австрийского писателя, нобелевского лауреата по литературе Петера Хандке о пустоте, которая наступает после расставания. О тотальной тишине, в которой наконец-то можно услышать самое себя. «Женщина-левша» повесть о молодой женщине, которая ушла от мужа.
В книге нет никакой предыстории. Ничего не сказано о том времени, как это решение созревало и оформлялось внутри. Ничего нет о том, что думала она сама, что ее останавливало или что было главной причиной. Повесть начинается с расставания, а потом… Потом будет всё, что должно быть последовательно и неизбежно. Его злость и непонимание. Его вопросы. Удар. Злость, желание причинить боль, если не такую же, то хоть какую-то, оскорбления как можно более уничижительные. Новое чувство одиночества. Странная пустота, которая обволакивает всё вокруг. Одиночество одновременно радует и пугает. И она стоит на пороге собственного дома, не в силах повернуть ключ в дверном замке и войти. Потому что войти, означает опять эту тотальную тишину. А она пока не привыкла к такому. Она пока только привыкает, свыкается с этой новой жизнью. Это же как будто учиться жить заново.
«Ты воспринимаешь теперь других людей только как посторонние шумы в квартире»
Я никогда не читала Петера Хандке. Я никогда не читала книгу настолько … «тихую». Это трудно объяснить, но Хандке умеет погрузить читателя в звенящую тишину. Умеет передать это ощущение бестелесности, восприятия своего тела как оболочки, эту внутреннюю потерянность и пустоту. Сцена, когда главная героиня садится перед зеркалом и просто смотрит себе в глаза, запомнилась мне больше всего.
Механика, какая-то литературная кухня мне сейчас недоступна для вычленения и анализа. Стиль? Язык? Форма? Я совершенно не способна говорить о чем-то подобном. Я все еще под впечатлением от смысла. Это тот уровень прозы, который максимально близок мне. Все внимание сосредоточено на движениях души, а не на диалогах или событиях. Здесь очень мало слов и еще меньше действий. Но каждое, даже минимальное, едва заметное изменение души обращает на себя все внимание. Например, сцена где она остается одна в доме после гостей, наливает в бокал алкоголь, садится в кресло и шевелит пальцами ног. Вот эта деталь, желание почувствовать свое тело, руки, ноги, пальцы на ногах, потребность убедиться, что тело еще живое, это больше всего подкупает.
«Вот и опять мы не увидели друг друга при дневном свете»
Может быть… эта тишина, неестественная, гулкая, оглушающая и абсолютная… может быть, это единственное условие, чтобы услышать новые звуки? Расслышать которые до этого было просто невозможно.
24422