Рецензия на книгу
Поселок
Кир Булычёв
Аноним24 июля 2023 г.Здесь лес — смерть, зима — смерть. Наводнение — смерть, ураган — смерть, укус шмеля — смерть. И откуда смерть выползет, какое она примет обличье, мы не знаем.
На далёкой планете, ещё не открытой людьми, а потому - безымянной, находится Посёлок. Неказистый, окружённый агрессивным лесом полным хищников, но обжитый. 16 лет назад, во время полета к новому месту жительства, на исследовательском корабле "Полюс" произошла поломка, отчего корабль рухнул на случайную планету где-то на задворках цивилизации. Из многочисленного экипажа выжило лишь 80 человек, а спустя пару недель людей осталось вдвое меньше. Спустя много лет в Посёлке живут лишь 25 человек: 9 взрослых, помнящих старую земную жизнь, и 16 детей, выращенных в совершенно новых условиях. Дети знают много старых слов, например, велосипед или паровоз, но понятия не имеют, как они выглядят и что значат. Зато молодое поколение умеет выживать в лесу (полном жутких созданий, где каждая травинка пытается тебя уничтожить), находить еду, сражаться на ножах или стрелять из арбалета. Для них Земля - это такая сказка о старом мире, которую они, по описаниям старших, могут представить, но не смогут понять. Единственное, что они знают как свои пять пальцев - это Посёлок и то, что его окружает. Тогда как взрослые живут памятью о прошлом, не теряя надежду когда-нибудь вернуться на родину, а их главный страх - это одичать как младшее поколение. Единственное, чем живёт их надежда, находится далеко в горах. Это исследовательский корабль с которого можно отправить сигнал в космос и надеяться, что его хоть кто-то засечет и пришлёт помощь. И вот, подрастает тройка старших детей: Олег, Марьяна и Дик, на плечи которых ляжет обязанность дойти до того самого "Полюса" и спасти Посёлок.
Сюжетно книга поделена на две части. Первая - это само путешествие ребят к кораблю. Во второй части проходит несколько лет, ребята взрослеют, учатся по старым книгам, взятым с корабля, что бы вновь отправиться в путь и на этот раз снова попробовать заявить о себе, однако, во время вылазки на детище Олега - воздушном шаре, они замечают исследовательский дрон. Оказывается, на планету высадилась небольшая группка учёных, в обязанности которых входит изучить новую планету. И у Посёлка новая дилемма: не смотря ни на что идти в горы ради "Полюса" или рискнуть всем и полететь в противоположную сторону, в неизведанные болота, в надежде найти учёных.
Если выключить мозг, то книге можно поставить 4.5/5. Однако, если начать думать, то логические и сюжетные косяки начинают лезть в глаза. Например:
1. Почему за 16 лет люди так и не смогли организовать нормальный поход к кораблю? Все выжившие колонисты (кроме новорождённых) - это учёные и исследователи (биологи, астрофизики, врачи, инженеры и т.д), обученные выживанию на новых планетах, к тому же тогда они были значительно моложе и здоровее. Вместо этого колонисты не покидают Посёлка, растят детей, грезят о Земле, теряют здоровье, что бы в итоге отправить на вылазку к кораблю тройку неподготовленных детишек и полуживого старика-проводника. Казалось бы, чего вы ждали всё это время? Будущий поход, по тому как запугивали старики, представлялся мне чем-то невыполнимым, но дети за несколько дней дошли до нужного места, а потом спокойно вернулись обратно. И это был сложнейший поход? Серьёзно? Единственный минус дороги - холодно, а так, если тепло одеться, то ничего страшного в походе не было. Если уж они справились, то взрослое поколение тоже могло бы пытаться идти все эти годы, но, видимо, не захотело.
2. Очень мутная ситуация с падением корабля. Якобы утечка радиации, отчего бо́льшая часть колонистов погибли. Выжившие бежали с корабля без ничего, с голыми руками, ни оружия не взяли, ни одежду, ни лекарства. Якобы мешала радиация. Что за бред? Почему тогда через 16 лет никакой радиации ни внутри, ни снаружи корабля не осталось? Кто украл радиацию? Судя по страшилкам, там должна была образоваться зона как Чернобыль, но на деле даже изнутри ничего радиоактивного там не было. Корабль никак не пострадал, не сгорел, не развалился, тепло более-менее держал, раз Олег в нём заночевал. Получается, люди просто так побросали тонны запасов еды, оружия, лекарств и т.д, необходимых для выживания, что бы следующие 16 лет сидеть в хибарках из грязи и есть корешки. Уж лучше бы остались жить в корабле, тем более целостность у него не нарушена, зато был бы доступ к припасам и технологиям. К тому же, почему бежавшие даже скафандров не натянули? Они же защищают от морозов в космосе, значит и от жалких -40° на планете защитят.
3. Смущает логика старшего поколения. Типа, плохо, что молодежь вырастает привыкшей к условиям планеты и имеет много шансов на выживание, типа, она должна быть социализирована как земляне, а не как дикари. При этом цивилизованные взрослые совершенно не адаптированы к новым реалиям и мрут от любого чиха, а новое поколение скачет по лесам, добывает пищу, дерётся с местной фауной и обладает крепким здоровьем. Разве наоборот не круто, что они более адаптированы, а значит выживут? Уж лучше уметь выживать, чем знать, что такое "велосипед". От хищника знание о велосипедах не защитит. Ещё я удивлена, что за десятилетие ученые ничего не смогли сделать, кроме арбалета. Тот же велосипед значително бы облегчил селянам жизнь. Олег, не имея толком знаний, из подручных средств смог сделать горелку и воздушный шар, что бы на нём летать, а умнейшие люди, прошедшие земное обучение, ничего толком не смогли, кроме как сидеть на попе ровно. Мда.
Даже в вопросах воспитания не всё гладко.Вместо того, что бы заботиться о размножении и поддержании популяции, взрослое население играет в пуритан. Это выглядело смешно, когда мать Олега изо всех сил сватала сынульку к пышнотелой Лизе, а потом закатила истерику, когда между Лизой и Олежкой чуть не произошла половая связь. В чем смысл? Тебе же лучше, если твой сынуля оставит тебе внучат, а они оставят правнучат и т.д. Тем более ему уже под 20 лет, самое время становиться взрослым.
4. Ещё больше вопросов к прилетевшим исследователям. Как так вышло, что у детей-маугли ответственности и ума больше, чем у прогрессивной группы молодых учёных, которые ведут себя как дураки? То они скафандры снимают на неизученной и очень агрессивной планете, то не могут отличить творения рук человека от остальной природы. Постоянно летать вокруг лесов, гор, болот на супер современном челноке, использовать различные дроны и не заметить огромный воздушный шар или дым от костра - это надо быть особенно одаренными. Причем ребята-дикари даже за облаками умудрились несколько раз засечь воздушное судно и даже вычислить примерное местонахождение базы. Хотя о чем тут можно говорить, если учёные готовы взорвать пропавший много лет назад самолёт, потому что "нельзя что б человечество оставляло следы на чужих планетах", но при этом в первые же дни эти же людишки загадили планету датчиками и роботами, от нефиг делать посрезали местную флору ("Ой, какой красивый цветочек, хочу подарить его Салли") или отстреливали фауну ("Хихи, надо пострелять в непонятное животное, посмотрим, как оно отреагирует на земное оружие"). Бред. Надеюсь, этих горе-исследователей пожизненно отстранят от работы.
Единственный герой, который мне понравился - это Дик. Создавалось впечатление, что он единственный разумный человек среди всех остальных, ибо здраво понимал, что можно делать, а что нельзя. Хотя на протяжении всей книги его пытаются выставить в негативном ключе, мол, он же просто дикарь, как бы противопоставляя его цивилизованному Олежке.
Олег меня откровенно раздражал. Это типичная мамина сына-корзина, которая без маминого разрешения даже из под юбки не вылезает. Почти 20 лет, а он даже с девушкой наедине остаться не может, а то не дай боже они переспят, срам-то какой! Зато его всегда выставляют в лучшем свете, мол, он самый умный, ведь его дружно обучали всем Посёлком, что б он остался цивилизованным, а не стал дикарём, как другие. Хотя, имхо, его ум явно преувеличен автором.
Марьяна - это вообще что-то с чем-то. Не понимаю, зачем она нужна в сюжете, кроме как участвовать в довольно скучном любовном треугольнике. Это максимально бесполезный персонаж, который тянул всю команду на дно. На моменте, где она отдаёт последнюю еду "козе", а потом не даёт Дику убить животное, что б не умереть от голода - меня вынесло. Сейчас бы подвергать смертельной опасности кучу человек, лишь бы показать какая ты гуманистка! Козочку жалко! Бросить своих друзей, что бы спасти бесполезное животное из-за которого вы возможно умрете - эталон эгоизма. Зато автором это показано как апогей человечности, мол, видите-видите, она выросла как дикарь, но имеет сочувствие к животному! Это не сочувствие, это дурость. В наших деревнях, если будет остро стоять вопрос пропитания, люди без промедления убьют животное, что бы выжить. А тут человек, выросший в условиях постоянной опасности и голода, внезапно решает поиграть в "Гринпис" рискуя жизнями. Ага, верим.
Про команду ученых вообще молчу. Вместо заболевшего биолога отправлять на чужую планету какого-то врача - гениальный ход. Деятельность на исследовательской базе прошла мимо моих мозгов, ибо ученые толком ничего полезного не делали, кроме как копались в своих чувствах, играя в кривой любовный треугольник и всячески мешая местной фауне. Разумеется, все женщины сразу влюбляются в молодого врача и начинают конфликтовать, ведь это актеры Санты-Барбары, а не какие-то там учёные, ага.
В общем, выше тройки этому чтиву я не поставлю. Слишком много глупости и косяков, слишком кривой сюжет. При этом сам мир пустой. Заявлены совершенно новые формы жизни, а писатель не раскрывает нюансы местной флоры и фауны. Нет толковых описаний местности, очень туманно прописан климат, который играет важную роль в сюжете(!). Вместо того, что бы описать фауну, читателя просто тыкают знакомыми названиями, типа, вот это "коза". На козу не похоже, ведь оно зеленое и чешуйчатое, но это называется "коза", большего знать не положено, глупый любопытный читатель. Или это странные жуки-растения, но мы зовём их "ягодки". Что значит "хочу знать о них больше? Не лезь, не хочу о них писать".
Я обожаю тему ксенобиологии, поэтому будь толково прописана флора и фауна, я бы поставила оценку повыше.22367