Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последний из Удэге

Александр Фадеев

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июля 2023 г.

    Неоконченный роман

    Из речи М. А. Шолохова на ХХ съезде КПСС:


    ...мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни. ... Не беда, если бы мы потеряли генсека Фадеева, но зато с какой огромной радостью мы обрели бы Фадеева -писателя с новой книгой, возможно равной по значимости «Разгрому». ... Долгие годы Фадеев участвовал в творческих дискуссиях, выступал с докладами, распределял квартиры между писателями и ничего не писал.

    Роман, который Фадеев писал на протяжении всей своей литературной жизни, роман, который должен был стать его главной книгой, дописан не был. По сохранившимся заметкам и планам можно представить как будут развиваться основные сюжетные линии, как могли бы сложится взаимоотношения его героев. Даже становится понятным почему автор дал своей книге такое название. Но ведь в настоящей литературе для нас важно не столько "чем все закончится", сколько как об этом будет рассказано. Очевидно полная реализация замысла должна была дать то, что принято называть романом-эпопеей, отражающим события сложного, трагического и героического периода в истории нашей страны. Стихия крестьянских восстаний, вылившаяся в мощное партизанское движение. Организующая роль большевистского подполья, сложность взаимоотношений его представителей с командирами партизанских соединений. "Невмешательство" японских и американских интервентов, зверства белогвардейцев. И одновременно - подробный рассказ об основных событиях жизни главных героев, а через него - возможность раздвинуть временные рамки повествования, обращаясь к предреволюционным годам, а также "панорамность" изображения путем включения в действие персонажей, относящихся к самым разным "слоям населения" с точной и достаточно подробной литературной проработкой их характеров.

    Язык романа может показаться несколько суховатым. Особенно в сравнении с характерным для многих произведений советской литературы двадцатых годов сложно-образным построением текста (например, произведения Всеволода Иванова, близкие роману не только исторически, но и "географически", или "Сорок первый" Лавренева). Но потом понимаешь, что эта кажущаяся простота, за ней стоит глубина замысла, не нуждающаяся в излишних словосплетениях, она позволяет точнее донести мысль автора до читателя.

    И последнее. Мое особое отношение к Фадееву. В девяностые, когда жить было очень трудно, часто вспоминал заключительные слова из его "Разгрома"


    нужно было жить и исполнять свои обязанности

    И старался этим словам следовать.

    8
    902