Рецензия на книгу
Лунная радуга
Сергей Павлов
foxkid1 апреля 2014 г.Я выросла в городе Гагарине, которые, как вы можете догадаться, был так назван в честь земляка и первого космонавта. Мои родители дружили с его родней, меня учили те же учителя, что и его. В нашем городе несколько музеев - дом Гагарина, музей Космонавтики, еще один музей в школе, даже в краеведческом отдельный зал посвящен этой теме. Каждый год проходят Гагаринские чтения, мне даже как-то пришлось к ним немножко приобщиться. К 12 апреля все дети дружно рисовали что-то в духе "И на Марсе будут яблони цвести...", а потом лучшие работы висели на школьной выставке. Даже стена в школе была расписана "под Юру". Поэтому, можно сказать, что темой космонавтики я пропиталась с детства. И да, в силу этого я искренне надеюсь, что мы начнем освоение космоса с колонизации Луны (А что мы тут торчим? Потому что там нет нефти?), а потом и к звезде Барнарда рванем, что уж там.. В детстве я мечтала, что мне удастся до этого дожить. Сейчас понимаю, что вряд ли. Какое освоение космоса, когда все силы человечества направлены на разработку и приобретение пятого айфона?
Но так хочется... Вдруг все же ждут меня в инстаграме тысячи фоточек черного неба и селфи на фоне космоса?
Ну, ладно, это лирика. Просто "Лунная радуга" в очередной раз напомнила мне, как далеки мы сейчас от того, что даже в конце семидесятых еще казалось реальностью, даже несмотря на то, что сама книга скорее об опасностях Внеземелья, чем о том, как это здорово, если очень захотеть.
Я перечитала тонну книг о космосе, о пространстве и прочем. Я на этом выросла. И вот о чем сейчас жалею. Эту книгу мне нужно было прочитать не сейчас в рамках ДП, а тогда, на волне повального увлечения. Не теперь, в моем 2014, когда все эти бластеры, дыроглазы, жопоруки, лучеметы и экзоты выглядят несколько нелепо. Равно как и гуттаперчевые заболевания. Все это слишком гипертрофировано, чтобы быть реальным, поэтому вызывает у меня несколько иную реакцию, чем автор ожидал.
Я где-то увлекалась, где-то нет, но в ходе прочтения у меня появилось ощущение некой театрализованности, то есть мне не удалось погрузиться в роман полностью, если вы понимаете, о чем я. Я не поверила в ту реальность.
После прочтения "Она же Грейс" я гуглила пэчворки и платья, потому что ощутила дух той эпохи. После "Имени розы" я чувствовала себя так, будто скаталась в прошлое и обратно. А здесь не было путешествия в будущее. Это будущее другой эпохи, с которой я распрощалась давным давно, когда папа грохнул партбилет на стол и сказал: "Да идите вы в задницу со своими взносами, если ни одного вопроса решать не хотите!" Эпохи, когда рвались через тернии к звездам, несмотря на дефицит в магазинах. Эпохи, когда робот Вертер казался роботом, а не переодетым мужиком с карешкой. Тогда я смогла бы прочитать и принять книгу как родную. А сейчас... ну да, прочесть эту книгу все равно, что пересмотреть фильмы об Алисе. Все выглядит уже слишком наивно, вызывает некий налет ностальгии. Да, там есть стоящие размышления даже для нашего времени: тварь я дрожащая или право имею, что делать с такими непохожими на нас, справедливо ли их изолировать и так далее... Но это опять же сформулировано в духе своего времени, не те вопросы, которые нашли во мне отклик здесь и сейчас. Вот, например, вопрос: вы противопоставляете себя обществу? Или ситуация, когда людям говорят, что от них зависит судьба человечества, и все сразу так проникаются ответственностью. Это все проявление коллективистского сознания, будущее в книге - один большой коммунизм, где, если ты чем-то отличаешься, тебя начинают проверять, не опасен ли обществу. Это сейчас можно быть серебристым двоезубым копчекоидом - никто слова не скажет. Книга уже не про нас! Мы даже в мутации такие не верим, единственная доступная нашему пониманию - руки из жопы, но для этого в космос лететь не надо. Да и от космоса нас отвращают не страшилки, что где-то там скрываются бяки, а просто понимание, что нам там сейчас делать нечего.
Жюль Верн изначально был писателем для взрослых, потом переквалифицировался в подросткового (не сам, конечно, его к тому моменту уже не было), теперь его и вовсе редко читают. И тут то же самое - стоило читать раньше, чтобы не застревать на деталях, которые ребенку нелепыми не покажутся.
Есть книги, которые актуальны всегда, есть те, которые смогут оценить потомки, а есть и те, которые были важны в свое время и в своем месте. Как мне кажется, эта книга из вторых.36672