Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
kardashvg11 июля 2023 г.Трепетно, душевно, злободневно и обычно
Роман читается просто и быстро. С первых секунд демонстрируются главные герои с присущими им чертами и чувствуется неявное напряжение. Со стороны padre, мы проникаемся заботой и трепетом к главному герою. Carino идеализирует мир и глубоко переживает горе, вызванное смертью своей мамы. Вместе с тем их встречи наполнены нежностью друг перед другом, чувствуются патронажные отношения.
Также как первые страницы наполнены созиданием, спокойствием, тишиной, такой приятной безмятежной радостью: так и последующие события ввергают в бездну и отчаяние. Главному герою сопереживаешь, чувствуешь его боль и предательство со стороны всего окружающего мира.
Естественно, дальше тем или иным образом наступит развязка и ход романа будто бы перезагрузится. Мы заново знакомимся с действующими лицами и смотрим по-новому на Италию. Я был глубоко впечатлен последними главами романа. Они терзали меня своей непосредственностью, чистотой чувств и грубостью власть предержащих. Дихотомия выбора, его невозможность и безвыходность - так хотелось от них откреститься и разрешить конфликт простым росчерком. Но в тех условиях это было невозможно.
Пройдемся по главным героям.
Артур - главный герой, который нам симпатичен, мы не можем не сопереживать ему. Обличен "юношеским максимализмом" и влюблен, потому и гибнет, отвергнутый и обманутый.
Овод - циник, который многое пережил, он вынужден носить разные маски, и знает, что такое рабство и ксенофобия, что сами по себе эти явления не имеют расы. Он разочарован в идеалах и лишь с помощью творчества и сопротивления выживает. Его насыщенная, не всегда геройством, жизнь омрачена ещё периодически повторяющейся болезнью.
Монтанелли - священник, делающий карьеру в духовенстве. Предельно благочестив в глазах общества. Верит на самом деле, но в молодости совершал ошибки, за которые так и не смог расплатиться. Добр ко всем, но не может себя простить, и не хочет сделать что-то для исправления прошлого. Именно он несколько раз становится перед моральным выбором и с каждым разом ставки поднимаются всё выше.
Джемма - человек тоже не без греха, но по мере взросления становится мудрее. Она редко находится в беде и скорее помогает кому-то её избежать, или наоборот, затягивает глубже. Её многие любят и все ценят, но любит ли она кого-нибудь по-настоящему? Я до конца не смог её прочувствовать. Некоторые поступки обуславливаются глубокой дружбой, другие - виной, третьи - ответственностью.
Обилие различных параллелей сначала приводит в восторг, а потом немного отвращает своей прямолинейностью и неприкрытой однонаправленностью. Буквы так и кричат в лицо: ВОТ ОНО! Тут так, и там так!.. Над этим интересно задуматься, но когда перед глазами предстает вариант ответа, остается легкая неудовлетворенность: а всё ли здесь сказано, что следовало? Или, быть может, наоборот, показано слишком много.
Таким образом, рекомендую ознакомиться с романом всем тем, кому близок дух бунтарства, кто любит Италию и XVIII-XIX века. Произведение легко по сути и структуре, но затрагивает относительно необычные материи.
5492