Рецензия на книгу
Собрание сочинений в девяти томах. Том 3
Синклер Льюис
Skamandr9 августа 2009 г.Не так часто в литературе обращаются к теме учёных, выводя на первый план пусть даже не деятельность - тогда уже не художественная литература получится, а прежде всего становление, развитие характера. Понятно, что для приключенческой литературы оно и ни к чему, в крайнем случае сгодится в роли местного любимого шута-ходячей энциклопедии какой-нибудь Паганель, но для литературы характерной, пожалуй, не такие и неподходящие герои, да что-то чаще всё сходится на неких войнах, любовях или даже конфликтах внутренних: "тварь ли?" и всё такое. Другой возможный момент - пишут, да не читают, вот и неизвестно просто, сразу в голову приходит только Крылов из "Иду на грозу". Посему выбор темы Льюисом возможно не так и оригинален, надо кругозорчик пошире, чтобы реально оценить, но авторское воплощение замысла в жизнь получилось замечательное.
Всяческие фаги и прочие бактерии-микробы живут себе где-то на втором плане, как и прочие второстепенные герои. Опять же не мне судить, но создается впечатление, что и к их описанию Льюис подошел достаточно качественно, тему предварительно неплохо изучив. Стиль достаточно прост и традиционен, без всяких изысков, тем самым только подчеркивая происходящее в романе. Вот и открывается неспешно перед читателем Мартин Эроусмит, его взросление, легкое бунтарство, некоторые метания в поисках самого себя, его работа и жизнь (при этом моменты иногда возникают совершенно замечательные, навроде "Рыжик, я так рада за тебя! А сколько всё-таки тебе будут платить? Ой, забыл спросить!"). При этом всё течёт без надрыва, дело то происходит в Америке начала прошлого века: если не так, то значит иначе решение будет найдено, никаких экзистенциальных проблем в самом характере быть не может и не должно в принципе. Другой частью фона служат прочие "служители науки", давно поставившие ее на службу себе самим, энтузиасты среди них редки, но случаются, впрочем и они далеко не идеальны, так что в мир, созданный Льюисом, верится безоговорочно от первой и до последней страницы. Книга идёт по восходящей и проявляется наконец выпукло и полностью образ Эроусмита: человека в достаточной мере обыкновенного, не блещущего некоей отвлеченной гениальностью, просто способного хорошо делать своё дело, которое ему интересно.
И отдельный поклон Льюису за образ Леоры, не было бы её, не было бы и Эроусмита, во всяком случае такого о котором стоило писать романы, хоть чем-то отличные от "Бэббита".10116