Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним6 июля 2023 г.Бог есть любовь
Роман в стиле реализма. Показывает срез общества конца 19 века от самых верхов для самых низов. Слащавый, фальшивый и высокомерный Петербург, провинциальная, закостенелая Москва, буквально умирающая от страшного голода деревня и отдельный, закрытый от посторонних мир заключённых, от которого общество стыдливо отводит глаза и старается забыть. Вот Россия, которую подробно, в лицах рисует Толстой. Он потратил на этот роман 14 лет, изучил кучу документов о судах и тюрьмах. И главный вывод, который я вижу: все люди изначально хорошие. Плохими их делает система, где они вынуждены играть каждый свою роль.
Бытие определяет сознание. Проститутка Катя в силу профессии встречает только похотливых, сальных мужчин. И думает, что все мужчины такие. А мужчины другого склада ума и характера просто не появляются в публичном доме! Так и все каторжане, уголовники, убийцы, воры, поджигатели - либо совершили преступления, будучи в безвыходной ситуации, либо воспитаны средой, где такое считается нормой. От крайней нужды и голода люди идут побираться и воровать. Глубоко беременная женщина теряет работу прислуги, и ей остаётся только одно - проституция. Чтобы заглушить ужас окружающей действительности, рабочие и крестьяне пьют, и их души грубеют.
Острейший вопрос романа - социальное неравенство, которое есть корень всех зол в социуме. Когда люди становятся неравны перед законом, теряется смысл самого закона. Убийство одного крестьянина другим - уголовное преступление. Убийство дворянина на дуэли - норма. Убийство врага на войне - благое дело. И так во всём. Из-за некоего врождённого "благородства" высшее сословие может позволить себе игру по другим правилам, нежели крестьяне.
Сама судебная система - насквозь прогнившая, где за формализмом, за буквой закона теряется человечность. Маслова отправляется на каторгу из-за ошибки судебного пристава, который забыл пояснить тонкости формулировки приговора, и невнимательности присяжных, которые просто устали слушать юридическую нудятину. И оспорить решение суда оказался способен лишь император.
Аналогична в своей фальши судебной системе и система исполнения наказаний. Одни сажают людей в тюрьму просто потому что не знают, что с ними делать. Другие бесчеловечно обращаются с заключёнными. Третьи допускают смерть от солнечного удара людей на этапе. Эти смерти Толстой устами Нехлюдова называет убийствами. И хотя в этих убийствах виноваты конкретные врачи, конкретные надсмотрщики, они не пойдут под суд. С точки зрения системы, преступления тут нет. Все действовали по инструкции и, вроде как, совершали благое дело. Сопровождали заключённых от острова до поезда. Вот и получается, что зачастую те, кто назначает и исполняет наказания, гораздо более виновны, чем воры несчастных половиков, находящиеся в тюрьме. Но вины их не осознаёт ни общество, ни они сами, потому что они часть системы.
Отдельно и жестоко Толстой проходится и по церкви. Брезгливо и презрительно он описывает обряды, логики и смысла которых не понимает ни автор, ни участники, ни священнослужители. Начиная с того, что символом христианства является орудие пыток, заканчивая символичным каннибализмом - поеданием плоти и крови Христа. Того самого Христа, который протестовал против всего этого фарисейства, против торговли в храмах и идолопоклонства. Прошли сотни лет, и вот в храмах под именем Иисуса творят всё то, против чего он выступал. И считают это правильным.
Пожалуй, единственные герои, которым искренне симпатизирует Толстой, это политические преступники - всякие народовольцы и прочие террористы. Я вижу тут двойные стандарты. Ведь они тоже совершали жестокие убийства. Но они боролись с этой ужасной системой и других методов борьбы у них нет. Так что "вы не понимаете, это другое".
Как же исправить эту жуткую, фальшивую и жестокую систему, которая перемалывает всех, кроме 5% жителей страны - высшего сословия? Найти Бога. В себе, в своём сердце. Соблюдать несложные заповеди. Даже если ты сам от этого страдаешь. Как, например,Нехлюдов променял сытую роскошную жизнь на ссылку, а высшее общество - на компанию заключённых.
И если это сделает каждый - в мире не останется зла. Надо полюбить и простить всё человечество, и тогда не останется злых людей и злых поступков.
В 1901 году за этот роман Льва Толстого отлучили от церкви. Книгу высоко оценил Ленин. В основном за идею, что земля не может быть в частной собственности, она принадлежит тем, кто её обрабатывает.
Содержит спойлеры6437