Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Спектр

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Nikivar24 марта 2014 г.

    Это вторая прочитанная мною книга Лукьяненко, и опять то же впечатление: задумано классно, разнообразие существ и миров поразительнейшее, загадка такая, что глазки чешутся узнать, что же дальше… Но все это вдруг перестает быть интересным ближе к середине книги (в данном случае к концу третьей части). Не знаю уж, что этому виной…

    • Рваный стиль? Простенькие диалоги и стремительная беготня вдруг сменяются тяжеловесными и пространными рассуждениями автора, притворяющимися глубокой философией, а на самом деле представляющими собой доморощенную (житейскую) мудрость (то же и с историями Мартина – не истории это никакие, выпендриться ему захотелось, а ключники скушали). Вот эта нерешительность автора в том, какую все-таки книгу он пишет – увлекательные приключения или философский трактат, – не дает по-настоящему увлечься ни тем, ни другим. Я уж не говорю о рецептах – зачем они здесь, такие подробные, кто мне объяснит?!
    • Непроработанность характеров? Ну хорошо, предположим, бравый детектив Мартин не расположен к рефлексии, а так как рассказ ведется с его точки зрения, то и узнать мы о нем ничего толком не можем. Но Ирина! Молодая девчонка, размышляющая над загадками чужих мирозданий и, главное, находящая решения (пусть и неправильные) – какой задел для развития характера! Но не тут-то было. Ларчик открывался удручающе просто, где-то в середине книги она сдувается и превращается в примитивную барышню – спутницу главного героя, плоскую и невыразительную. Все остальные персонажи ведут себя примерно так же. Интересная задумка, которая не получает никакого развития, или вместо развития мы получаем деградацию. Неиспорченны только Чужие (кроме ключников) – именно потому, что видим мы их на очень ограниченном кусочке повествования.
    • Неинтересная разгадка замечательной загадки? Уже к середине книги появились намеки, что все окажется не столь интересным, как ожидалось. Но я продолжала надеяться. Увы, разгадка эта – первое, что пришло бы в голову и тут же было бы отброшено как слишком примитивное. (Как если бы в детективе убийцей оказался неизвестный вор-иностранец, случайно пробегавший мимо.)

    Ничего не остается, как сделать вывод, что книги Лукьяненко, к сожалению (моему сожалению, потому что я надеялась на большее), всего лишь легкая литература для отдыха, притом исключительно для любителей жанра. Хотя внутри этого сегмента – литература весьма неплохая.

    P.S. Странно: эта книга постоянно напоминала мне сочинения А. Марининой, особенно недетективные. Те же рецепты, та же позиция: чуть сверху и немножко фамильярно – что это ты, дружок, совсем не умеешь жить, давай-ка я расскажу тебе, как надо… и дальше простенькая такая, житейская философийка.

    P. P. S. А вот что несомненно понравилось – так это причина отказа Мартина от суперспособностей.


    Ведь ты сам отказался. Кстати, почему?
    – «Шато Лафит», – ответил Мартин. – Вино как вино…

    Очень правдиво. Просто отлично!

    8
    38