Рецензия на книгу
Долина кукол
Жаклин Сьюзанн
pinkicrock30 июня 2023 г.У меня возникло ощущение, что эта книга, морально и этически устаревшая сейчас, не была мало-мальски достоверным свидетельством даже своего времени. Застывшая и законсервированная, она пестрит гиперболизированными образами, психотипами и истинами, которые руководили массовой культурой западных стран за десятилетия до моего рождения, отчего без улыбки их воспринимать невозможно.
Разумеется, честнее будет рассматривать это произведение, как дитя 60-х, когда подобную книгу могли бы назвать развратной и порочащей человечество в его вечном стремлении делить на чёрное и белое. Прогресс зачастую идёт через боль, поэтому в тот период эта книга была порицаемой и осуждаемой, но в то же время прорывной, инновационной и живой. Две мировые войны, изменившие ход истории и избавившие человечество не только от корсетов и унизительной практики репродуктивного насилия, приоткрыли женщинам дверь во враждебный мир мужчин, диктующий определённые правила и стандарты, несоответствие которым карается остракизмом и унижением.
Три героини этой книги, казалось бы, прекрасно понимают правила новой игры, они принимают эти условности и, осознавая свои преимущества, используют инструменты, которые им подвластны. Нилли – талант, Дженнифер – красоту, а главная героиня Энн – удачу. Все три девушки служат разными типажами, но до одурения похожи; они хоть и наделены отличительными чертами, но лишь на словах. Героини плоские, не цельные и совершенно мыльные, их сложно почувствовать и описать – даже идеализированная Энн, которая сильно смахивает на манекен для саморефлексии самой Жаклин Сьюзанн, это просто Энн, у неё есть деньги, инертность и маленькая одержимость, которую нельзя заставить работать на себя, но можно нежно лелеять годами, как собственное дитя.
В Нью-Йорке, где и протекает бо́льшая часть сюжета, кажется, может исполниться любая мечта. Миф этого города – работай и всё получишь, а миф этой книги – будь героиней Жаклин Сьюзанн, и станешь принцессой Манхеттена, пока тебя не казнят в угоду сюжета. Не смотря на явную попытку писательницы сделать всех героинь яркими, индивидуальными и интересными, чтобы во время жертвенного сожжения словами их история отзывалась в сердце читателя либо бурными негодованием, либо застревающей в коронарных артериях жалостью, но у меня не получилось почувствовать ничего. Сюжет будто раздроблен на три части и поделен между героинями: всё, ничего и по ситуации. Исходя из этих данных, мы просто наблюдаем за лабораторными хомячками, которые сидят в большой шикарной клетке и пытаются самоуничтожиться один другого быстрее.
Получилась маленькая история о больших совпадениях. Три героини, которые понемногу загибаются в эпоху барбитуратов, варятся в общем котле, который не уходит за рамки их круга. Да, писательница возит девушек заграницу, знакомит с новыми людьми, бросается именами, но по итогу герои всё равно возвращаются друг к другу, чтобы водить порочный хоровод. Писательница будто машет и зазывает: «Эй, посмотри на моих зверюшек, здорово пляшут по команде, правда?».
Эта книга построена на давно известных и уже устаревших образах и сюжетах, им же она и служит. Нет ни загадки, ни интереса, ни проблеска света – ты просто лежишь в стоячей воде и ждёшь, когда лёгкий ветерок дотащит тебя до последней страницы, где всё давным-давно известно.9572