Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Царевич Алексей Петрович

Петр Полежаев

  • Аватар пользователя
    PrekrasnayaNeznakomka23 марта 2014 г.

    Царевич Алексей выглядит как воздушный шарик в коробке с гандонами: вроде бы и материал примерно тот же, но исполнять соответствующую функцию не может ни под каким видом и не потому, что не хочет, а потому, что непригоден. А ведь от него требуют, заметьте, всё время что-то требуют:
    - Пётр смотрит на него как досадный довесок, затем как на белую крысу для опытов, а под конец и вовсе как на врага народа со всеми вытекающими последствиями,
    - Екатерина и Меншиков – как на потенциального соперника и врага,
    - Евдокия Лопухина при всей своей материнской любви и гиперопеке – как на орудие возмездия,
    - Австрийский двор – как на геморрой,
    - Толстой и Румянцев – как на объект охоты,
    - Пьяная кумпания с Кикиным во главе - как на источник будущего профита,
    - Ефросинья как на источник уже реального профита и вообще на доброго барина, правда, с небольшими заскоками,
    - Секретарь Вейнгарт – как на шанс подзаработать,
    - Царевна Софья – и вовсе как на говно.
    Сам же он, будь его воля тупо сидел бы и втыкал на солнечную дорожку либо на белое облачко. Такой Алексей не в состоянии плести интриги и замышлять что-либо против отца и государства по очень простой причине – для этого надо мыслить, а если сей наивный вьюноша свято уверен, что после допросов и одиночной камеры Петропавловки его сразу же возьмут и женят на любимой Афросе, что как бы говорит не в пользу его разума и логики.
    Пётр 1, что интересно, играет роль статиста. Автор, видимо, уступая цензуре, говорит несколько дежурных слов об этом императоре как о работящем чудо-богатыре. Но далее неминуемо начинается ад и трешак про 100500 рабочих, зачем-то согнанных для строительства Петербурга, про 100500 солдат, зачем-то посланных воевать со шведами, про ассамблею и пушечную пальбу и прыгающее в гробу тело Алексея. Вполне себе распространённый славянофильский взгляд и распространённый приём апелляции не к рацио, а к эмоцио.
    Вина, как и следовало ожидать, возложена на Екатерину и Меншикова, сюжет построен по принципу «пошто животинку тираните?», а вот что означал сам период – остаётся глубоко на периферии повествования.
    Из интересных моментов - обращение к биографии Алексея и пояснение, как дошёл он до жизни такой. Плюс авторское понимание, что такого вот Алексея сама бы Россия сожрала и выкинула подальше его бездыханный труп.

    5
    360