Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голод

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним19 марта 2014 г.

    Во всех книгах этого автора, которые я читала, очень обаятельные главные герои. Эдакие вещи в себе, оголенные нервы с большими претензиями к внешнему миру, считающие себя самодостаточными, но при этом чуть ли не на стенку карабкающиеся, чтобы обратить на себя внимание. Есть у них свои бесята внутри, есть своя страсть, будь то природа, свобода, творчество, любовь и т.д. Они могут отталкивать, заставлять крутить пальцем у виска чуть ли не на каждой странице, заламывать руки со словами «Ну что ж ты, черт тебя побери, делаешь-то?!», но не сопереживать им просто невозможно, они на удивление живые и, что уж скрывать, трогательные. Такое вот противоречивые натуры, с первой минуты пробуждающие материнский инстинкт и привязывающие к себе.



    «Я полагаю, можно иметь чувствительное сердце, даже не будучи сумасшедшим; есть натуры, которые отзываются на всякую мелочь, их можно убить одним резким словом. И я намекнул, что у меня именно такая натура».

    Эта книга затягивает с головой и превращается в настоящую бродилку на выживание. Перед нам герой, который, ну да, пытается выжить, периодически оказывается на улице и не ест по нескольку дней. Живет не просто от статьи до статьи, а от случая к случаю (проще говоря – работает по вдохновению и практически не думает о завтрашнем дне). Причем обладая на редкость богатой фантазией, он воображает жизнь наперед, строит воздушные замки, построить которые не удается. Он все время витает где-то вне настоящего момента (возможно, поэтому он и докатился до жизни такой). Есть приплюсовать к воображению последствия голодовки, получается настоящая голодная неврастения, когда герой говорит сам с собой, видит странные вещи вокруг и т.д. Можно сказать, что все его глубинные страхи под влиянием лишений проецируются в голодные галлюцинации. И при этом он явно не сумасшедший. Вот до чего доводит жизнь.

    Во время чтения я думала о том, что эта книга не только о физиологическом голоде, но и о голоде эмоциональном, профессиональном, дружеском и т.д. Не просто же так герой на людей бросается. Он все ищет, ищет, сам не понимая чего, вертится и вертится, даже в одиночестве не остается наедине с собой, то выдумывает воображаемых собеседников, то с Богом говорит и т.д. Какие дискуссии он ведет сам с собой, в буквальном смысле пытаясь наказать себя или же приободрить. Одинокий человек, никому не нужный и слабо вписывающийся в окружающую обстановку.

    Известно, что в моменты лишений люди часто меняются, порой не узнавая сами себя (одна из популярнейших тем соверменного искусства, к слову). Но герой Гамсуна не просто бродяга, он бродяга с ценностями и очень стройной системой того, что честно, того, как он выглядит (=должен выглядеть) перед другими и т.д. Периодически он сам завязывает разговоры с людьми, пытаясь раскрыть им глаза на себя и мотивацию своих действий (как он сам хотел бы это видеть). Он может голодать, но при этом сыпать оставшимися деньгами перед бедными или оказавшись в неловкой ситуации. Чего стоит одна сцена борьбы за пирожки).

    Я бы эту книгу дарила всем. Тем, кто считает, что все-то у них есть и все надоело. Тем, кто видит себя в данный момент на темной полосе везения. Тем, кто в глубокой депрессии и считает, что хуже некуда. Потому что, честно, вам нужен Гамсун. Взяться за жизнь крепко и не отпускать. Вытягивать себя из беды, как Мюнхгаузен. Неважно, что впереди еще не одна неприятность. Жить – так жить. Выживать – так выживать!


    «Едва открыв глаза, я по старой привычке начал подумывать, чему бы мне порадоваться сегодня».

    «Как радостно бродить по городу и творить добрые дела!»

    6
    22