Рецензия на книгу
The Hunger Games
Suzanne Collins
Аноним19 марта 2014 г.Когда я закончил читать The Hunger Games и гудридзовский статус (прости, ЛайвЛиб) расшарился на фейсбук, первый полученный вопрос был следующим: и? Я ответил, что это хорошая подростковая книжка.
Есть соблазн найти тут негативный или хотя бы смягчающий подтекст, но на самом деле это не так. Слово «подростковая» - в данном случае скорее комплимент. Мне кажется, что этого пласта у нас практически не было. Не знаю, как сейчас, но в бытность мою юношей бледным, по-моему, происходил такой переход из детских книжек сразу, за некоторыми исключениями, во взрослые. Ну то есть можно, конечно, задвигать про актуальность «Обыкновенной истории», «Отцов и детей», «Господ Головлевых» и прочая, но вряд ли есть смысл спорить с тем, что это не подростковые книги, написанные не про подростков и не для подростков.
С этой - немножко, может быть, утилитарной — точки зрения я достаточно высоко оценил роман. Выдающейся в художественном смысле я книгу назвать не могу, но и слабой, строго говоря, тоже. Коллинз ведет рассказ от лица девочки-подростка, и странно было бы увидеть там громоздкую стилистику или рассуждения в стиле Говарда Кэмпбела из воннегутовской Mother Night. Разумный баланс между действием и рефлексией героини обеспечивает тексту хорошую динамику. Когда автору удается не терять ритм на протяжении всей книги, думаю, это достойно похвалы. А каких-то серьезных провисаний и провалов в повествовании я не заметил.
Еще один важный, с моей точки зрения, момент. Сюжетообразующая основа книги состоит в том, что дети должны убивать друг друга. Тут Коллинз тоже смогла найти верный баланс и выстроить роман так, чтобы убийство, будучи одной из центральных тем, не стало при этом центральным зрелищем. Да, это достаточно жесткий текст — но при этом никакого упоения и любования жестокостью там нет. Мне это — и само по себе, и с учетом всего вышесказанного — кажется ценным.
Чтоб два раза не вставать, скажу несколько слов про экранизацию. Возможно, я зря посмотрел кино буквально сразу после того, как закрыл книгу. Возможно, дело в том, что за последние несколько лет я в значительной степени отвык от кино. Я смотрю очень мало фильмов, в основном или спорт, или сериалы, где присутствует значительный простор для пространственного и хара́ктерного развития, и это дает сериалу определенное преимущество над двухчасовой картиной.В ленте удачно передана атмосфера шоу, все эти переходы между ареной и координационным центром. Этому, кстати, способствует и фигура главного Координатора игр Сенеки Крейна, которого в книге нет. Вуди и Бэнкс-Эффи, Стэнли Туччи — в яблочко. Ленни Кравиц — мимо. Дональд Сазерленд, честно говоря, немного утомил. Молодежь скорее справилась, чем нет.
Но в целом после книги это такое зрелище в стиле «галопом по Европам». Было бы интересно послушать, как это фильм восприняли те, кто видел его до чтения (или даже без чтения), но моя жена в роли подопытной выступить отказалась.
25158