Рецензия на книгу
На вершине все тропы сходятся
Фланнери О'Коннор
Аноним18 марта 2014 г.Если всегда помнить, кто ты, можно позволить себе бывать где угодно.Потрясающий, глубокий рассказ на примере отдельно взятой семьи показывает всю глубину и трагедию американской истории.
Это вам не хирургически беспристрастный фильм МакКуина "12 лет рабства", и не "Джанго". История у каждого своя, но почему-то Фланнери О`Коннор рассказывает ее так, что ты не остаешься равнодушным даже к главному герою, Джулиану, которому сейчас (в свете всей информации) симпатизируешь.
И нельзя по-настоящему ненавидеть мать Джулиана. Она выросла в таком мире, где рабство было нормой, плантаторы - уважаемые люди. Сам факт принятия людей другой расы для нее уже был крахом всего. Она боится их, они пошатнули всю систему, а теперь одеваются прилично, учатся, работают, учитывая все то, что она видела в детстве, неудивительно, что Джулиан думает про сравнение с мартышкой, когда показывает матери на негритянку с такой же шляпой, как и у нее. Но вот что странно, шляпа тоже играет свою роль в рассказе. Она как бы связывает обеих матерей не со своими родными, а детьми друг друга. При том, что даже несмотря на свою аляповость и дороговизну, автор намекает читателю, что шляпа эта в сущности зеркало желания быть независимым, быть равным. Но мать не желает замечать это, отмахиваясь от такой очевидной истины.- Истинная интеллигентность определяется тем, какой у человека ум.
- Не ум, а сердце и поведение человека. А поведение определяется тем, кто он есть.
- Никому в автобусе нет дела до того, кто ты есть.
- Зато мне есть до этого дело, - холодно сказала мать
Конечно Джулиан любит свою мать, но считает себя при этом скорее святым, нежели просто сыном. Фланнери неоднократно это подчеркивает в начале рассказа, когда он терпеливо дожидается свою мать, а потом и когда представляет как приведет домой темнокожую девушку, когда бросает фразу: "блудный сын".
Образ дома, который служит маяком убеждений для его матери для самого же Джулиана является просто домом, который прогнил и доживал свои последние дни - четкая аналогия с убеждениями.
Потом, немаловажной деталью в произведениях О`Коннор являются глаза - как показатель атмосферы и состояния персонажа. И в самом начале, опять-таки, она намекает нам на убеждения матери Джулиана, когда она смотрится в зеркало, Фланнери подчеркивает, что несмотря на ее возраст, ее глаза - это глаза скорее маленькой девочки, нежели взрослой женщины. И это так странно, потому что мать Джулиана - убежденный расист. Она сразу дает это понять, начав разговор про негров на остановке, а потом и позже, зайдя в автобус, произносит: "Я вижу, здесь все свои". (ужасающая фраза, если честно)
Но потом появляется этот мальчик, Карвер, и Джулиан понимает, что случится что-то нехорошее. Как бы его мать не была предубеждена против людей другой расы, дети находятся вне этого. И это прекрасно, воскликнете вы, но Фланнери намеренно доводит ситуацию до накала, показывая, что расовая жалость и презрение - это самые ужасные качества у взрослого человека, которые только можно отыскать.
Джулиан идет следом за матерью и смакует ее унижение, незримо выставляя перед ней свой "сияющий щит святости", мол, я же говорил, мол, они тоже люди, намекая, что я тебя предупреждал, твои старые убеждения ничто. Но в какой-то момент он понимает, что что-то не так, он хватает мать за руку и видит ее глаза, и это больше не глаза маленькой девочки, а взрослой женщины. Джулиан в ужасе, вместе с миром его матери, рухнул и его мир.
Рассказ конкретизируясь на одной семье ставит перед читателем ряд вопросов, однозначного ответа на которые у нас и по сей день нет. И дело здесь даже не в самом факте расизма, презрения и недовольства, а поведении, мнении среди поколений. Стремясь доказать матери, что ее мир окончательно рухнул и сгинул в пучине истории, в какой-то момент он забыл о том, чем же является для него его собственный мир, и заключается он не на признании равенства, как может показаться сначала, а на преобладании одних интересов выше других. Скорее всего, он начал симпатизировать неграм не в силу любви и открытости своих взглядов, а в назидание и противоречие своей матери. Поэтому так горька и отчаянна его расплата, когда его мать настигает сердечный приступ, а он беспомощно зовет ее в ночи: "Momma! Momma!".
И Фланнери О`Коннор открыто говорит всем об этом в середине, через уста матери Джулиана:
"Все в мире перевернулось вверх дном, - сказала мать. - Не понимаю, как мы могли допустить такое"5178