Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

На вершине все тропы сходятся

Фланнери О'Коннор

  • Аватар пользователя
    Аноним18 марта 2014 г.
    Если всегда помнить, кто ты, можно позволить себе бывать где угодно.

    Потрясающий, глубокий рассказ на примере отдельно взятой семьи показывает всю глубину и трагедию американской истории.
    Это вам не хирургически беспристрастный фильм МакКуина "12 лет рабства", и не "Джанго". История у каждого своя, но почему-то Фланнери О`Коннор рассказывает ее так, что ты не остаешься равнодушным даже к главному герою, Джулиану, которому сейчас (в свете всей информации) симпатизируешь.
    И нельзя по-настоящему ненавидеть мать Джулиана. Она выросла в таком мире, где рабство было нормой, плантаторы - уважаемые люди. Сам факт принятия людей другой расы для нее уже был крахом всего. Она боится их, они пошатнули всю систему, а теперь одеваются прилично, учатся, работают, учитывая все то, что она видела в детстве, неудивительно, что Джулиан думает про сравнение с мартышкой, когда показывает матери на негритянку с такой же шляпой, как и у нее. Но вот что странно, шляпа тоже играет свою роль в рассказе. Она как бы связывает обеих матерей не со своими родными, а детьми друг друга. При том, что даже несмотря на свою аляповость и дороговизну, автор намекает читателю, что шляпа эта в сущности зеркало желания быть независимым, быть равным. Но мать не желает замечать это, отмахиваясь от такой очевидной истины.


    • Истинная интеллигентность определяется тем, какой у человека ум.
    • Не ум, а сердце и поведение человека. А поведение определяется тем, кто он есть.
    • Никому в автобусе нет дела до того, кто ты есть.
    • Зато мне есть до этого дело, - холодно сказала мать

      Конечно Джулиан любит свою мать, но считает себя при этом скорее святым, нежели просто сыном. Фланнери неоднократно это подчеркивает в начале рассказа, когда он терпеливо дожидается свою мать, а потом и когда представляет как приведет домой темнокожую девушку, когда бросает фразу: "блудный сын".


    Образ дома, который служит маяком убеждений для его матери для самого же Джулиана является просто домом, который прогнил и доживал свои последние дни - четкая аналогия с убеждениями.
    Потом, немаловажной деталью в произведениях О`Коннор являются глаза - как показатель атмосферы и состояния персонажа. И в самом начале, опять-таки, она намекает нам на убеждения матери Джулиана, когда она смотрится в зеркало, Фланнери подчеркивает, что несмотря на ее возраст, ее глаза - это глаза скорее маленькой девочки, нежели взрослой женщины. И это так странно, потому что мать Джулиана - убежденный расист. Она сразу дает это понять, начав разговор про негров на остановке, а потом и позже, зайдя в автобус, произносит: "Я вижу, здесь все свои". (ужасающая фраза, если честно)
    Но потом появляется этот мальчик, Карвер, и Джулиан понимает, что случится что-то нехорошее. Как бы его мать не была предубеждена против людей другой расы, дети находятся вне этого. И это прекрасно, воскликнете вы, но Фланнери намеренно доводит ситуацию до накала, показывая, что расовая жалость и презрение - это самые ужасные качества у взрослого человека, которые только можно отыскать.
    Джулиан идет следом за матерью и смакует ее унижение, незримо выставляя перед ней свой "сияющий щит святости", мол, я же говорил, мол, они тоже люди, намекая, что я тебя предупреждал, твои старые убеждения ничто. Но в какой-то момент он понимает, что что-то не так, он хватает мать за руку и видит ее глаза, и это больше не глаза маленькой девочки, а взрослой женщины. Джулиан в ужасе, вместе с миром его матери, рухнул и его мир.
    Рассказ конкретизируясь на одной семье ставит перед читателем ряд вопросов, однозначного ответа на которые у нас и по сей день нет. И дело здесь даже не в самом факте расизма, презрения и недовольства, а поведении, мнении среди поколений. Стремясь доказать матери, что ее мир окончательно рухнул и сгинул в пучине истории, в какой-то момент он забыл о том, чем же является для него его собственный мир, и заключается он не на признании равенства, как может показаться сначала, а на преобладании одних интересов выше других. Скорее всего, он начал симпатизировать неграм не в силу любви и открытости своих взглядов, а в назидание и противоречие своей матери. Поэтому так горька и отчаянна его расплата, когда его мать настигает сердечный приступ, а он беспомощно зовет ее в ночи: "Momma! Momma!".
    И Фланнери О`Коннор открыто говорит всем об этом в середине, через уста матери Джулиана:


    "Все в мире перевернулось вверх дном, - сказала мать. - Не понимаю, как мы могли допустить такое"
    5
    178