Рецензия на книгу
Die Enkelin
Bernhard Schlink
ARSLIBERA21 июня 2023 г.Сало, мёд, г*вно и ... внучка
СОЯ: 5+5+6=5,3
Бесконечные жевания Шлинка национальной идеи коллективной вины уже несколько утомляют. И если его "Чтец" или "Ольга" хоть как-то вразумительны, то данная поделка откровенно вызывает оторопь. Создавая шаткую конструкцию романа, автор совершенно забывает о необходимости делать ее правдоподобной, от чего по итогу создается впечатление, что пишет он ради идеи, не задумываясь над формой или содержанием.
У постаревшего героя умирает жена-алкоголичка, которая в свое время будучи совсем юной бежала из ГДР, бросив новорожденную дочь. Так и не собравшись с мыслями, а утопив горе в алкоголе, старушка кончает с собой, не предприняв попытки найти потерянную дочь. Естественно (для Шлинка) последняя вырастает и становится ярой неонацисткой, в свою очередь воспитывая собственную дочь, которая и есть внучка из заглавия книги. Момент в том, что зачем-то мужчине требуется обязательно воспитывать эту внучку, которая ему совершенно никем не приходится. Мало того, что он спускает на это все свои кровные деньги, так еще и пытается за несколько небольших визитов этой пришлой внучки переменить ее ультраправые взгляды на мир. И если быть откровенным, то наблюдать за этим скучно. Чего стоит сцена, где пожилого героя бьют за замечание молодые неонацисты на глазах фейковой внучки - испанский стыд читателю обеспечен.
Выверенное по линейке произведение оставляет ощущение, что родилось оно путем искусственного оплодотворения, в хирургически белой комнате, пропахшей нафталином и хлоркой. Сало, мёд, говно и гвозди, а также, конечно, внучка - все смешалось у Шлинка в его поделке, куда он пытается впихнуть целую педагогическую поэму на тему "что такое хорошо, и что такое неонацизм". Ну право же, были сочинения и более интересные, нежели вот такая карикатура, сделанная с многозначительным выражением лица.
Восхищения рецензентов понятны, ведь такое чтиво, хоть и не криминальное, необременительно, чтобы его пожевать вместе с автором, да и в типичной стилистике замшелого Голливуда, выпускающего тонны подобного шлака, правда обычно без особой претензии на интеллектуальность (см. Список Шиндлера, Пианист, Мальчик в полосатой пижаме и проч. и проч.). Что ж, на всякий товар свой купец, правда денег, потраченных на книгу, мне было жаль.
18903