Рецензия на книгу
99 франков
Фредерик Бегбедер
Аноним18 марта 2014 г.А меня ведь предупреждали, что Бегбедер - ерунда на постном масле. Нет, не то чтобы я этому не верила, но хотела убедиться в этом лично. Без лишней интриги скажу: зря, очень зря. К советам надо прислушиваться. И если тебе говорят: "Не читай, тебе не понравится, я же знаю", - то наверное и впрямь читать не стоит. Вообщем, мне стоило немалых усилий дочитать эту книгу.
Возможно в 2000 году эта книга могла быть чем-то необычным и интересным, но сейчас, когда подобных героев в каждой второй книге по 5 штук, то было попросту скучно. И если в комедийном ключе такие герои вызывают симпатию и смех, то тут, в нарочисто драматичном, от него просто выворачивало. И, конечно же, пафос, ПАФОС, ПААААФООООС. Нескончаемые реки, нет, океаны пафоса, в которых несчастный читатель рискует просто захлебнуться, не выдержав водоворота умных мыслей, в которых закружил его автор. Не книга, а просто кладезь афоризмов, концентрат мудрости. Вот прям хоть сейчас создавай паблик в контактике и начинай постить по предложению, комбинируя с гламурными картинками. Контента хватит на год вперед. И, конечно же, примеры в студию:
Смерть – единственная встреча, не записанная в вашем органайзере.
Гламур – это праздник, который всегда с другими – не с тобой.
Чтобы починить машину, нужно нанять опытного механика. Чтобы построить дом, желательно иметь дело с опытным архитектором. Заболев, необходимо обратиться к опытному врачу. Так почему же физическая любовь не нуждается в опытных специалистах?! Мы все – проститутки.Нет, про проституток мне понравилось, честно.
Сдается мне, что Бегбедер хотел быть эдаким циничным Коэльо. Помесь Коэльо и Уайльда. Псевдофилософия и исключительный цинизм в одном флаконе. Мысль про Уайльда у меня возникла, когда автор на нескольких страницах принялся перечислять чего и каких брендов (конечно же, самых люксовых) удалось нажить непосильным трудом главному герою. Помнится, Уайльд также перечислял на многих страницах множество роскошных вещичек, которые со скуки коллекционировал Дориан Грей. Так я и не поняла, было ли у Бегбедера сознательное желание сделать отсылку к Дориану Грею или же это просто легкий плагиат. Также: шлюхи, наркота, баснословное богатство, тяга к странным развлечениям... И как же несчастный герой пресытился этим богатством! Устал, ему скучно. Бедняга. Извини, дружочек, до Уайльда тебе далеко. Того, по крайней мере, читать приятно. А здесь плеваться хочется, да и скучно к тому же.
Сюжет. Его нет. Не то чтобы совсем нет, а так, какие-то слабенькие его зачатки. Вот, честно говоря, я даже не могу вспомнить какие-то основные его опорные точки. Даже если я перечислю то, что сейчас вспомнила, то, полагаю, это не будет таким уж спойлером: ГГ нюхает кокс, делает презентацию, во время которой нюхает кокс, далее герой на корпоративе, где он, конечно же, нюхает кокс, после на съемках, где он вроде бы как в завязке, после участвует в убийстве старушки (Зачем????? Вот этого я так и не поняла. Почему именно эта конкретная старушка? Что она сделала? Какого вообще лешего надо было к ей вламываться? Отсылка к Раскольникову или я все-таки от автора слишком многого хочу? Хотя ладно, я не претендую на звание самого внимательного читателя и, возможно, я упустила нечто безумно важное в один из тех моментов, когда я засыпала от скуки, читая столь прекрасное произведение... И, честно говоря, докапываться до истины было лень, хотелось уже поскорее домучать). Похоже, автор все свои усилия направил исключительно на извержение мудрых цитат, пренебрегши сюжетом. Действительно, зачем он? Ведь это такая мелочь! Лучше пусть герой без конца нюхает кокс и снимает шлюх, беспрерывно выдавая на-гора при этом положенное колличество мудрости на квадратный сантиметр текста.
Структура. Была одна любопытная, да что уж там, гениальная задумка у автора, а именно поделить свою нетленку на части с названиями "Я", "Ты", "Он", "Мы", "Вы", "Они" и писать текст используя в каждой части соответствующие местоимения, но и эту идею идей он загубил, забывая о ней спустя пару абзацев.
Мораль. Реклама - зло. Жизнью нашей управляют известные бренды. Тот, кто создает рекламу - бог.
И еще одна крупица мудрости в качестве бонуса:
Скоро государства сменятся фирмами. И мы перестанем быть гражданами той или иной страны, мы будем жить в торговых марках – Майкрософтии или Макдоналдии – и зваться келвинкляйнитянами или ивсенлоранцами.И за что тут 99 франков? Автор себя явно переоценивает.
1278