Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Египтолог

Артур Филлипс

  • Аватар пользователя
    Net-tochka13 марта 2014 г.
    Испорченные документы не меняют действительность, они просто вводят в заблуждение тех, кто слаб умом.

    Давно хотела прочитать эту книгу, потому что:

    • древние тайны и археология – это просто замечательно;
    • детектив с запутанными пересекающимися расследованиями – интересно;
    • полифоническая структура произведения, где речь идет от лица нескольких героев, причем они перемешаны, да еще идет сплошной поток разных документов (письма, дневники, телеграммы и т.п., меня всегда привлекала);
    • три временных пласта.

      Прочитала.


    Получила совсем не то, что ожидала, хотя фактически все перечисленное выше (все, что обещали аннотации и разные отзывы о книге) есть в наличии. Даже любовная линия, причем драматическая, присутствует (которая в тематике раскопок древнеегипетского захоронения мне вообще не нужна была) – своеобразный бонус к хаотическому нагромождению событий.

    Завязка всей истории весьма странная (очень надуманная, потому что, видимо, надо же было как-то все начать) – племянник вдруг заинтересовался отошедшей к праотцам тетушкой, которая только тем и прославилась, что от безделья да богатства «заболела серьезно» (к опиуму пристрастилась – вполне себе распространенная среди «золотой» молодежи). Ну ладно, захотелось вот так ему – имеет право. И начался целый детектив, где оказались перемешаны сначала два расследования, а потом вообще сразу много (в выигрыше только детектив, потому что все ему заплатили, а он еще и по миру покатался). Само расследование в принципе интересно, но оно так занудно представлено, что лучше бы уж этого пласта текста вообще не было, ИМХО. Да и итог расследования сильно притянут за уши – видимо, надо де было как-то и закончить потом книгу.

    То, что касается археологического приключения – ради этого только книгу и не бросила. Когда автор вспоминает, что он пишет книгу все-таки не о преступниках, а об археологе (это первично было по замыслу, как я поняла), он вдруг принимается шаг за шагом показывать нам работу одного из исследователей. Мы находим гробницу и постепенно в ней продвигаемся вместе с египтологом. Постепенного открываются новые залы, уточняется план гробницы, на основании найденного Трилипуш пытается восстановить события жизни апокрифического царя. Как человеку, весьма далекому от специфических знаний по египетской археологии, мне было очень интересно, хотя у меня порой возникали вопросы, которые заставили заподозрить автора в страшном деле – он тоже знает о Древнем Египте столько же, сколько и я (да и о современном тоже). Подозреваю, что для тех, кто «в теме», книга вообще непереносима…

    Параллельно с непризнанным гением на соседней концессии делает свое открытие Говард Картнер. И хотя его «царишка Тутанхамон» с его «заурядной лестницей» в гробницу, «неприличными богатствами» не заслуживает мирового внимания, мне соседние раскопки были не менее интересны, чем те, которые Трилипуш представил в своих дневниках шаг за шагом.

    Любопытно было историческое исследование древнего текста и попытка восстановить события жизни и смерти царя Атум-хаду, который то ли был, то ли не был, то ли похоронен, то ли нет, то ли написал стихи, то ли нет. Но то, что увидел Трилипуш в последней камере открытой им гробницы, оказалось как-то предсказуемо (и события восстановленные тоже) – и опять вызвало сомнения серьезные, лишний раз подтвердившие, что мои (не)знания о Древнем Египте и авторские вполне сопоставимы.

    Послесловие все мои опасения и догадки подтвердило. Концовка книги разочаровала (все три пласта времени, все расследования, все (или почти все) судьбы героев. Поэтому, хотя и не жалею, что прочитала эту книгу, ставлю все-таки три звезды - да, читала; да, было хоть что-то интересно, но последние, да еще и угаданные читателем последние минуты жизни Атум-хаду - это уже совсем перебор даже для неразборчивого или невежественного читателя. Сразу же половинка четвертой звезды отвалилась от оценки)))


    Весьма важно обуздывать свои желания, и не подменять изучение сочинительством.
    33
    385