Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2023 г.

    Вкус жизни ощущается только через тернии

    Ты брат по духу мне! В поэзии горящих строках

    Вкус сердца твоего,

    Чьи щедрые потоки крови

    Оставил на дорогах

    Тех путников, идущих в Бесконечность

    По зову духа своего.


    На каждом слове вдохновенья

    Меня пронзает узнаванья боль —

    Я рифмы эти услыхал

    Во сне, в прошедших жизнях и виденьях,

    Где истины сокровищ доль

    Я краем глаза повидал.


    Нетленный и бессмертный автор-друг,

    Не раз хотел я бросить свой напрасный труд,

    Спалить перо, исписанных талмудов горы предать огню,

    Коль глас души моей ценителям совсем не впору.


    И только чувствуя в твоих словах

    Свет высших эмпиреев,

    Я воспреваю ото сна и силы нахожу писать, покуда не зачах

    совсем талант тщедушный, сделав фарисея,

    Чья власть над буквой лишь, но не над словом на устах.


    Так я бы обратился к Иоганну Вольфгангу фон Гёте, если бы мне довелось до него достучаться, при жизни или в посмертии. При жизни вряд ли бы он понял мой русский, а в посмертии шанс гораздо больше, потому что в Промежутке ментальные конструкции не имеют лингвистических обособленных форм. Поклон писателю, поэту, Маэстро с большой буквы. По всей поэме чувствуется, что писал её посвящённый, человек, который знал и чувствовал, о чём пишет. Читал я "Фауста" медленно, всё время отвлекаясь на звонкие колокола внутри, которые звучали громогласно в резонансе с текстом, с силой и знаниями, которыми он пронизан от первой до последней строчки.

    Практически с первых строк произведения Гёте бросает нас в гущу откровений, которые давно известны пытливому уму и пронзительному взгляду, но могут стать озарениями свыше и разрывом шаблонов для тех, кто для этого созрел. Мы видим Мефистофеля (Дьявола), который учиняет всякие пакости с разрешения Господа. Прекрасная аллюзия на библейскую Книгу Иова, где Сатана на пару с Боженькой выдумывали пакости и сложности для Иова, чтобы проверить крепость его веры. Иов потерял всё, но не веру. Господь вернул ему с лихвой. "Был ли Бог справедлив с Иовом? Да. Был ли Бог добр к Иову? Вряд ли найдётся тот, кто согласится с этим утверждением".

    Всякая гадость в мире творится с позволения Всевышнего, пусть и руками его помощника, который для некоторых (и для телемитов в том числе) является идейным противником, бунтарем и восставшим против существующей системы. Взбунтовался или пошёл играть свою роль, отрабатывать обязанности по своей должности — вопрос неоднозначный, но про это я уже писал. Хотя... Были ли восстание против Создателя искренним порывом внутренней сути или же ловко отыгранной мистерией — особой роли не играет во всей Вселенной под названием Игра, где всё игра. В любом разе архетипы остаются архетипами и несут свою силу и значение как равнозначные столпы, составляющие мироздание.

    Что есть хорошая книга? Недавно мне пришлось отвечать на этот вопрос. Тогда ответил я совсем вкратце, сейчас же попытаюсь немного приоткрыть и расширить смысл произнесённого. Хорошая книга — та, что пронзает до мозга костей, чьи слова вызывают дрожь и оторопь от вопиющей высшей степени согласия и резонанса. По щекам моим стекали слёзы, а с моих губ не раз срывался стон при чтении книги, наполненной Силой, а в этом стоне в неделимый сплав слились благоговение, восхищение, счастье, радость, боль узнавания и торжественная священная тишина, будто я узрел Бога воочию.

    "Когда в вас чувства нет, всё это труд бесцельный;

    Нет, из души должна стремиться речь,

    Чтоб прелестью правдивой, неподдельной

    Сердца людские тронуть и увлечь!

    А вы? Сидите, сочиняйте,

    С чужих пиров объедки подбирайте —

    И будет пёстрый винегрет

    Поддельным пламенем согрет.

    Когда таков ваш вкус — пожалуй, этим

    Вы угодите дуракам и детям;

    Но сердце к сердцу речь не привлечёт,

    Коль не из сердца ваша речь течёт".

    Есть философы, жонглирующие словами и смыслами, но неспособные подняться выше границ разума. Есть колдуны, использующие энергии, но совсем не понимающие глубинный смысл ритуальных действий, законы и архетипы, оживляющие механические обряды. А есть маги, которые желают, дерзают, знают и молчат, соединяя в себе все четыре добродетели. Так же есть писатели и поэты, творящие на уровне вербальном, без погружения в поток, без ожидания вдохновения, которое молнией пронзает все клеточки тела. Это не так сложно, как может показаться, нужно лишь дать основной массе народа то, что они любят, попроще и повкуснее, побольше эмоций и крючков на нижние чакры — там их центр бытия.

    Я не говорю однозначно, что писанина для масс — это что-то плохое, а высокие литературные идеи для немногих — хорошо. "Все профессии важны, все профессии нужны". У каждого свой уровень постижения, восприятия и осознания. Автор пишет в резонанс тем, кто его читает и почитает. А если посмотреть внимательно, то речь в поэме идёт даже не о высоком или низком штиле, а о том, что письменное творение должно рождаться в сердце, в источнике души. А оно может родиться и у вайшьи или кшатрия.

    "В пергаменте ль найдём источник мы живой?

    Ему ли утолить высокие стремленья?

    О нет, в душе своей одной

    Найдём мы ключ успокоенья!"

    На определенных этапах духовного и магического развития, особенно на ранних порах, очень важны священные тексты, наполненные Силой. Они приобщают неофита к потоку энергии, они действуют как на дневной разум, так и на подсознание. Причём священными текстами для мага могут быть книги Кастанеды, Блаватской, Папюса, Энмеркара и иже с ними, а не религиозные канонические труды.

    На самом деле, любой адепт магии идёт по своему Пути не первое воплощение, и книги во многом не столько учат, сколько помогают вспомнить, достать уже имеющийся опыт из казуального тела, только на уровне неофита и младшего адепта это происходит неосознанно для мага, а старший адепт и Маг уже знают, что основной Источник силы и знаний — внутри него. Внешние инструменты, тексты, практики помогают раскрыть и оформить многое из того, что уже есть в хранилище духа. И, конечно, здесь следует помнить, что только в самом себе, в эйдосе заложен индивидуальный маршрут с его особенностями и критериями оценки, поэтому истина в последней инстанции и главный судья — внутри.

    "Ах, две души живут в больной груди моей,

    Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!

    Из них одной мила земля —

    И здесь ей любо, в этом мире,

    Другой — небесные поля,

    Где тени предков там, в эфире".

    Наверное, подобная двойственность стремлений свойственна многих, поднимающимся по золотой лестнице миров. Маги, йоги, жрецы и творческие личности живут одновременно как минимум в двух мирах, и зачастую возвращаться к проблемам земной плоти и личности вот прямо совсем не радует, а хочется подольше остаться в блаженных небесах.

    "Здесь, на земле, живут мои стремленья,

    Под солнцем, здесь, мои мученья;

    Когда ж придет последнее мгновенье -

    Мне до того, что будет, дела нет".

    Немного странно, конечно, что Фауст, рвущийся в эфир, вдаль от земли, творческая личность, не чуждая между тем самолюбованию и индульгированию, с одной стороны хочет покончить с собой, чтобы избавиться от бренного тела и его страстей, с другой стороны, он уверяет, что ему дела нет до жизни души, что начнётся после смерти. Впрочем, это противоречие легко списать на буйство темперамента главного героя, в котором одновременно уживаются дикая тяга к чему-то новому и удивительному вместе с хандрой от скуки и пресыщенности (привет, биполярочка).

    Повсюду в тексте раскиданы оккультные пасхалки для посвящённых: тут вам и алхимическая свадьба, и однобокость светлых и тёмных, а человек между ними, в чьей власти и обязанности познать и свет, и тьму, и имя такому идеальному человеку — Микрокосмос.

    Готовый от томленья духа свести счёты с жизнью, Генрих Фауст заключает договор с Мефистофелем на службу, договор, как положено, подписывает кровью. Если дьявол сумеет удивить Фауста так, что тот воскликнет: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!" — тогда душа Фауста уйдёт в рабство демону.

    Мне нравятся рассуждения главного героя, его идеологическое противостояние церковным догмам. Он чует божественное везде, во всей красе мира, а не только там и так, как укажет священник. И Гретхен (теперь мы знаем ещё одну уменьшительную форму имени Маргарита), влюбившись без памяти, начинает меняться, начинает ощущать, что мир не черно-белый, как ей вещала её религия, она осознает, что её критика и осуждение грешников вокруг происходило не от её честности и благости, а от гордыни и себялюбия. Девочка начала взрослеть, пусть даже дьявол ей открыл глаза, метафорически вкусить дав плод познания. Так ли плох тот дьявол, как его малюют, особенно в свете тех знаний, что обычно пакостит он на пару с Богом и с его указки или позволенья?

    "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо",— произносит Мефистофель, выражая всю суть бытия и важности всех его полюсов в развитии человека.

    Далее в повествовании случится трагедия, подробностей не озвучу, чтобы не спойлерить, и виноват будет главный герой. Вот здесь, честно говоря, я не совсем вижу значимость Мефистофеля. Дурость, безответственность и даже инфантильность Фауста видна невооружённым взглядом, она его собственная, она и привела к трагедии. Заслуга дьявола лишь в том, что он Фауста, затворника и хикки, который заседал в каморке и никому не вредил, вытащил к людям, и тот смог проявить свои собственные пороки во всей красе и полноте. Так что монастырь и затворничество иногда идут во вред, мешая проработать и изжить в себе проявления низшего. Мораль сего эпизода давно известна думающему разуму: паразиты всех мастей не заставляют, а предлагают, человек сам делает выбор.

    "Добра кто хочет, должен добрым быть;

    Кто жаждет благ, тот должен дух смирить;

    Кто алчет вин, тот у тисков трудися;

    Кто ждет чудес, тот верой утвердися".

    Прелестно, прелестно! Здесь автор помещает правила, давно известные тому, кто жил и видел жизнь, кто постигал законы мирозданья на суровой практике, кто много раз спотыкался и падал, набивая шишки и собирая крупицы сокровища, имя которому опыт.

    Гёте представляет человека, который по своим желаниям может сравниться со всемогущим богом, и приходит к выводу, что однажды всё равно должен быть придуман другой полюс, пусть в даже архетипе бунтарей-восставших:

    "Ну вот,

    Нашел хорошую отраду!

    Плоди людей, питай и грей,

    А после, смотришь, бунтарей

    Ты воспитал себе в награду!"

    Фауст до старости прожил, не восхитившись ничем в высшей степени. Ему всегда что-то досаждало, всегда чего-то не хватало, и даже Мефистофель не смог ничего предложить, от чего бы у главного героя захватило дух. А почему так? На этот вопрос отвечает Забота:

    "Раз кого я посетила,

    В мире всё тому не мило;

    Тьмой душа его объята:

    Ни восхода, ни заката!

    Пусть его все чувства мощны —

    В сердце мрак царит полнощный".

    Благодаря дьяволу с его помощниками Фауст всю свою жизнь получал желаемое легко, никакая ценность вещей и людей сама по себе не радовала его и не дарила истинного счастья — он брал, вкушал, потреблял, не чувствуя остроты и вкуса. И лишь приблизившись к смертному порогу, герой познал квинтэссенцию земной мудрости:

    "Конечный вывод мудрости земной:

    Лишь тот достоин жизни и свободы,

    Кто каждый день за них идёт на бой!"

    В общем, товарищи и господа, поэма Иоганна фон Гёте "Фауст" — поистине признанный шедевр светской, философской и оккультной мысли. Отдельный поклон переводчику, потому что могу представить, насколько было непросто перестраивать немецкий поэтический слог в русские ритм и рифму.

    3
    723