Рецензия на книгу
Mockingjay
Suzanne Collins
Аноним5 марта 2014 г.Вообще, пишу свою рецензию, потому что удивлена чужими популярными.
Но для начала - краткий пересказ, о чем речь. Постапокалипсис. Государство включает в себя тринадцать нищих районов-дистриктов, которые управляются зажравшимся футуристистичным Капитолием. Когда-то случилась гражданская война дистриктов против Капитолия, победил, ясен пень, Капитолий, и теперь раз в год он проводит т.н. Голодные игры: отбирает по жребию юношу и девушку из каждого дистрикта и забрасывает этих двадцать четыре несчастных на управляемую арену, где они друг друга и убивают до тех пор, пока в конце не останется один победитель. Собственно, на семьдесят четвертый раз у Капитолия что-то пошло не так (тм), и участником-трибутом из дальнего дистрикта оказалась девица Китнисс Эвердин с навыками выживания сильно выше среднего. Собственно, о том, что происходит дальше, и есть трилогия.
Коллинз пинают в основном за любовный треугольник, за горы трупов полюбившихся героев и за мрачный финал. И хвалят - за идею, антиутопичность и прочий апокалипсический антураж. Тут у меня наступает когнитивный диссонанс, и я вставлю пару своих центов.
Сначала - про идею и антураж. Идея не нова (передаем привет "Королевской битве" ), правда, реализовано на этот раз с меньшими логическими косяками - апокалипсис, скорее всего, действительно может деформировать общественную мораль самым причудливым образом. С другой стороны, меня до сих пор не отпускает вопрос, почему Капитолий при его уровне технологий (наиболее очевидным образом их демонстрирует арена) оказался так зависим от нищих дистриктов, застрявших в эпохе промышленной революции. С их генетическими экспериментами зависеть от полей одиннадцатого дистрикта или морских угодий - четвертого? Пффф. С их уровнем технологий переживать про поставки угля из двенадцатого? Да в Капитолии угольных электростанций-то нет, о чем вы вообще. Единственным логичным выглядит заимствование человеческих ресурсов из второго дистрикта, но вся остальная экономика в книге крайне странная и совершенно неправдоподобная.
Более того, сама идея "медийной революции" - как и вообще вся линия революционной борьбы - выглядит, честно говоря, убого. Постулированный страх Капитолия перед якобы нарушившей правила Эвердин я еще могу представить - ибо живу в государстве под названием Россия и, честно говоря, здравого смысла и логики в действиях власти не наблюдаю, так что охотно допускаю и идиотизм, и алогичность, и все остальное. Автор, правда, представляет президента Сноу инфернально хитроумным злодеем, и вот тут для меня еще один факап логики повествования.
Потому что в действительности угрозы ни победившая Китнисс, хоть тыщу раз обхитрившая Капитолий, ни Финник со всеми его откровениями, ни вся королевская рать пиарщиков - не представляли ни-ка-кой. Откройте ЖЖ и Ютьюб, таких Китнисс и Финников там толпы и толпы. Никакого отношения к реальной революционной ситуации они не имеют, а за попытки объяснить государственный переворот ролью медиа госпожу Коллинз хочется бить долго и упорно тяжелым томом на выбор - про то, как в действительности соотносится экономический базис и социальная надстройка, было написано предостаточно. Некая партия при поддержке госдепа из тринадцатого дистрикта, как и положено партии госдепа, держится в тени и практически не показана - и слава богу, это оставляет возможность придумать себе более-менее правдоподобную реконструкцию ситуации.А реконструировать хочется, потому что книга мне неожиданно понравилась на удивление правдоподобными героями. Серьезно. Просто не надо путать "правдоподобные" с "умные", или "добрые", или "честные". Китнисс - не умница, не образец высокой морали; Пит не прекрасный принц, чья любовь переживет все, включая яд ос-убийц. Гейл, Хеймитч, Бити... Они все стремятся, по сути, к одному и тому же - выжить, их, в общем, ничему другому этот постапокалиптический мир и не мог научить. Они эгоисты, как и все мы, если посмотреть правде в глаза; они обманываются и обманывают, иногда из лучших побуждений, иногда - не очень; они ошибаются, конечно же - как ошибался бы любой человек, который живет во времена перемен, а уж вчерашние подростки, которых швырнули в чужие игры, голодные и не очень, так и подавно. И это показано очень честно и искренне. И более того, финал, в котором, несмотря на весь хэппи энд, сквозит горечь - более чем достоверен; у победителей арены и марионеток гражданской войны не может быть в финале поцелуя в диафрагму.
По сути, именно за эту достоверность, за то, что, в отличие от десятков и сотен антиутопий, эта не заканчивается слащавым хэппи эндом, в котором зло наказано, а добро восторжествовало; за то, что здесь по-честному показано, что иногда в мире просто нет добра, как бы нам не хотелось этого признавать; за то, что автор показала не смелых и красивых героев для подражания, а обычных людей со всей их человеческой сутью - я и рисую зеленые звездочки этой книге.
11111