Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
pestilencemaiden28 мая 2023 г.Оба сами избрали свою судьбу и обречены были нести ее бремя
Грозовой перевал — врожденный инфантилизм, от которого не избавляет и седина; горделивость и себялюбие, наплевательское отношение к другим, манипуляции. Здесь нет человека положительного: все они настолько окутаны низменными пороками, что их невозможно жалеть, нельзя им сочувствовать. И в этой истории нет счастливого начала, как нет такого же конца — «да и всех их ненавижу: гнусные создания как на подбор».
Грозовой перевал — история мести, которой положили начало несчастные люди, сделав несчастными не одно поколение. Это история злая, грубая, неприятная и жестокая в человеческих взаимоотношениях: здесь и любви-то нет, сплошная жажда власти над другим существом. Кого действительно жаль — детей, выросших в таких ужасных людей. Потому что даже самый зеленый росток здесь был убит злобой, обозлив до невозможного выросшее растение: и это видно в Гэртоне, Линтоне и Кэти.
Старшая мисс Кэтрин — неразумная, взбалмошная девица, которая видит жизнь других в служении себе. Она мало переживает о чужих чувствах, и даже защищая Изабеллу от дурного влияния, она думает о себе: о том, чтобы именно ее продолжали окружать чувствами. Она такой же умелый манипулятор, как и Хитклиф, только еще хуже: ее любят, и она этим пользуется, тогда как Хитклифа не любит никто. Кэтрин не за что жалеть, ею нельзя восхищаться или искать оправдания: она ради собственного веселья топчет чужие души и поступает так, как ей заблагорассудится — премерзкая избалованная девчонка выросла в такую же девицу.
Хитклиф — персонаж, о котором можно было бы написать отдельную рецензию. «Ваше общество — яд, который неизбежно отравляет даже самую чистую душу» — и это в полной мере его описывает. И можно было бы ему сочувствовать, припоминая его тяжелое детство, но таких злых людей создает не оно: трудности лишь разжигают их скверный характер. Хитклиф действует из эгоистических побуждений, ими он и живёт: он не может пережить утрату своего кумира, маниакально ища мести всем, кто имеет к нему хоть какое-то отношение. «Но откуда оно явилось, маленькое черное создание, которое добрый человек приютил на свою погибель?». Человек, однажды позаботившийся о несчастном мальчишке, обрек на страдания целое поколение.
По моим ощущениям, Хитклиф и не любил Кэтрин: им владела болезненная жажда обладания той, что посчитала его недостойным стать ее мужем. Все отрицательные качества Хитклифа были политы удобрением и взошли после того эпизода, а в таком человеке нет любви: о чем можно говорить, если он осознанно желал сделать несчастной дочь той, кого якобы любил? Да и Кэтрин, капризная девчонка, любила не Хитклифа, а его к себе любовь: эмоции захлестывали ее, и нельзя отрицать того, что ей нравились все ее эмоциональные всплески.Мистер Эдгар — неизвестно, за какие грехи он встретил эту проклятую семейку: такой добрый и чистый душой, он на протяжении всей истории старался оставаться собой. И он — единственный, кого жаль. Да, он слаб духом и наивен, слишком терпелив, и любовь его, застлавшая ему глаза, так и не прошла даже после всего, что совершила. Но он более человечен, чем все остальные в этой истории, и остается только сожалеть, что он попал под это влияние.
Мисс Изабелла — она похожа на Кэтрин больше, чем может показаться, разве что не такая балованная. И она поступает точно так же — из чувства себялюбия, думая, что запрещают ей что-либо просто так, что все предостережения делаются со злым помыслом. И слушать не хочет, когда ее просят не прыгать в бездну, поэтому прыгает — и сама находит свой печальный конец.
Мистер Линтон — будто квинтэссенция всех отрицательных качеств, что собрали в себе остальные герои по отдельности. Он не только инфантилен, но еще и слаб духом и телом, угрюм, капризен и слишком горд, чтобы быть человеком — он мистер, ему должны поклоняться. И его собственная шкура дороже всего остального: ему плевать на других, если их обижают вместо него.
Младшая мисс Кэти — ей уготована, пожалуй, худшая из всех любовей: у нее синдром спасателя, она уверена, что с ней ее избранник изменится в лучшую сторону. И как же она похожа на мать в чувстве собственной важности! Но если старшая никого не любила и не была способна на добро и сострадание в принципе, то младшая была полна этого чувства: и именно из него она попалась на крючок такой любви, которую получила. И счастье свое по итогу она выстрадала, и этот союз, пожалуй, единственный, за который можно порадоваться.
У всех мужских персонажей здесь жестокость к ближнему, у женских — стокгольмский синдром. Как еще объяснить тот факт, что ни одну из них в действительности не любила их любовь? Но они были привязаны к мужчинам и стремились быть вместе, несмотря на унижения и обиды, потому что каждый хотел обладать девицей для выгоды (а у каждого она была своя).
В аннотации конкретно к этому изданию говорится, что это не история Ромео и Джульетты — она много хуже в человеческих страстях. И если герои шекспировской трагедии были в своей любви одни, то в Грозовом перевале цепочка жертв растянулась на многие годы, подвесив на себе всех участников событий. И история не о любви — о чистой мести, разбавленной горечью несбывшихся желаний.
8334