Рецензия на книгу
Normal People
Sally Rooney
khavylo26 мая 2023 г.Странное подростковое чтиво 18+
"Она – пропасть, до дна которой он может дотянуться, пустота, возникшая, чтобы он смог её заполнить."
Так вот сложилось, что я ничего не знал про этот роман, когда он мне попался. Бывает так. Такое вообще очень часто происходило в моём детстве и крайне редко - сейчас (хвала великому и могучему интернету).
Салли Руни некоторые критики (где они только такие препараты берут, они же только по рецепту?) уже окрестили современным классиком, и ничтоже сумняшеся ставят в один ряд с Селинджером, Остин и Бронте. Увидев отзывы после прочтения романа, я, честно говоря, немного завис: то ли я чего-то сильно не понимаю, то ли наркоманами бывают не только государственные мужи, но и весьма себе солидные профессионалы.
О чём эта книга?
О дружбе с элементами секса между юношей и девушкой. Они из разных социальных слоёв. Она - дочь обеспеченных родителей, он - сын их домохозяйки. Классическая такая завязочка сюжета, не правда ли? Но вот в конце книги понимаешь, что дело не только до мезальянса не дошло, но и вообще тема неравенства в романе не раскрыта никак. Если бы они были из одного социального слоя, почти ничего в сюжете бы не изменилось.
И таких вот недоделок в романе полно. Автор понавешала ружей в каждой комнате, а вот зарядить их забыла. Салли, ну почитай ты чудесного и тончайшего Антона Павловича. Ружья должны стрелять!Про героев.
Главные герои - запутавшиеся в своём очень примитивном внутреннем мире подростки (в конце романа уже молодые люди). Руни не умеет раскрывать персонажей. Вообще не умеет. Они плоские, картонные. Непонятны их потребности, мотивы, поступки часто вызывают недоумение. Возможно у автора в голове действия главных героев и укладываются в какую-то логику, но в текст она вложить не смогла."Она с самого детства жила ненормальной жизнью, это ей известно. Но многое уже скрылось за завесой времени – так земля скрывается под ковром осенних листьев, которые рано или поздно смешиваются с почвой. То, что происходило с ней раньше, теперь погребено в её теле-земле. Она пытается быть хорошим человеком. Но в глубине души знает, что она человек плохой – испорченный, изломанный, и все её старания вести себя правильно: формировать правильные взгляды, говорить правильные вещи – лишь попытки спрятать то, что схоронено внутри, прикрыть испорченность своей натуры."
Второстепенные персонажи в свою очередь представляют собой просто шаблонные декорации. Каждого можно описать одним или двумя предложениями. Это не люди, а просто набор штампов.
Про язык.
У меня было ощущение, что я еду в электричке (именно в ней, кстати, и пишу этот отзыв) и невольно слышу как какая-то девочка подросток пересказывает другой очередную душещипательную сплетню:
А он такой ...
А она такая ...
А потом он такой...
А она сказала ....
А он сказал ...
А она такая ...
И так весь роман. Для интереса посмотрел англоязычный оригинал. Не, переводчик тут ни при чем. Это авторский "стиль".
Читается это на удивление легко и быстро, мозг работает на минималках и отдыхает на таких текстах. Ну это как после Эрмитажа полистать какой-нибудь Плейбой.
Вот один из бесчисленных диалогов. Весьма типичный по языку и смысловой наполненности:
"Хочешь, я схожу по этому поводу к мистеру Лайонсу? – предлагает Марианна. Не буду ему говорить, что от тебя что-то слышала, скажу, что заметила сама.
Нет, только не это. Ни в коем случае. Вообще никому ничего не говори, ладно?
Ладно, конечно.
Он смотрит на нее, убеждается, что она это всерьез, потом кивает.
Ты же не виноват, что она с тобой так, говорит Марианна. Сам ты ничего плохого не делаешь.
Он тихо произносит: так почему же все думают, что она мне нравится?
Может, потому что ты вечно краснеешь, стоит ей заговорить с тобой. С другой стороны, ты вообще часто краснеешь, такое уж у тебя лицо.
Короткий, грустный смешок. Спасибо, говорит он.
Так это правда.
Да, я знаю.
Ты вот и сейчас покраснел, говорит Марианна.
Он закрывает глаза и прижимает язык к нёбу. Слышит смех Марианны.
Почему тебе так нравится говорить людям гадости? – спрашивает он.
Никакие это не гадости. Лично мне все равно, краснеешь ты или нет, я никому не скажу.
Ладно, не скажешь, но это не значит, что можно нести что вздумается.
Ну хорошо, говорит она. Прости."Про возрастной ценз.
Вот тут я крепко задумался. По стилистике, по уровню абстракции, по поднимаемым проблемам (ну или их наметкам) "Нормальные люди" - это типичный подростковый роман. Что-то вроде "Убить пересмешника" или "Над пропастью во ржи" (не по уровню конечно, а в целом по атмосфере).
Но вот при всём этом роман абсолютно точно 18+ (секс, насилие, алкоголь и т.п.).
Остался в недоумении, для кого Салли писала этот текст? Кого видела в качестве своего читателя. Подросткам такое давать читать не стоит по многим причинам, а для молодежи этот текст уже очень примитивен. В общем одни непонятности.Что хотел сказать автор?
Повеяло уроками литературы в школе, да? :) Мне вот кажется, что действительно талантливые писатели, поэту, художники, музыканты ничего никому не хотят сказать. Они просто опредмечивают (привет Выготскому и Пиаже), овеществляют своё состояние в эстетически совершенную форму. А мы, соприкоснувшись с прекрасным, раскрываем для себя какой-то смысл (далеко не всегда тот, что был у автора в момент написания). Этим искусство и замечательно.
Салли же с натугой пытается именно донести мысль (или даже несколько). Проблема в том, что сама эта мысль похоже не до конца созрела. А ведь мы помним "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Ну и литература это конечно не политические дебаты, которыми так нравится заниматься главным героям (Уж не проекция ли это автора? Что скажешь, дружище Зигмунд?) Сами высказываемы устами герое мысли и суждения выглядят очень подростковыми (только вот автор забывает, что по роману они уже совсем не подростки)"Невозможно обрести полную независимость от других, так почему не оставить попытки, думает она, почему не броситься в другом направлении – стать зависимой во всём, позволить другим зависеть от тебя, почему нет"
"Если над тобой издеваются, ты вряд ли узнаешь о себе что-то уж очень важное, а вот издеваясь над другим, узнаешь о себе такое, чего потом не забудешь"
"Марианна не в первый раз думает о том, что жестокость бьет не только по жертве, но и по обидчику, причем зачастую куда болезненнее и необратимее"
Стоит ли читать книгу? Не уверен. Попробовать наверное можно, но если не заходит - бросайте. Вы точно не пропустите жемчужину и не станете потом об этом жалеть.
5161