Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
me28 февраля 2014 г."Красное и черное" - как будто бы проклятая книга, так как я хотела прочитать её последние лет пять, но всё откладывала, не спешила и постоянно находила то, что интересовало больше. А теперь, после прочтения, я не могу никак собраться с мыслями, не могу заставить себя сесть и написать хоть пару строк. Надуманная магия, никак иначе!
Главный герой, Жюльен Сорель, прекрасный образец честолюбивого человека, гордость которого доминирует абсолютно во всех областях его жизни. Он - "актер", всегда следит за собой, не может расслабиться, продумывает всё до мелочей, так как боится общественного мнения и вытекающего из него презрения и изоляции, в случае, если он в чём-то ошибётся. Его главная цель - "выбиться из грязи в князи", несмотря на низкое происхождение, и Стендаль практически сразу же даёт нам понять, что именно этот хладнокровный человек способен добиться своего, и высмеивать его он не собирается. Но вот на этом "даёт понять" всё и останавливается, так как эту мысль (как и множество других) автор так и не довел до конца. Книга показалась мне немного нелогичной, мысли и характеры героев меняются через каждые девять строк, и от этого постоянно хотелось то плакать, то смеяться, то проклинать Стендаля, то превозносить его.
Любовные линии абсолютно тупы. Госпожа де Реналь строит из себя благочестивую женщину, а сама крутит роман с молодым парнишкой и ставит его выше своих детей. И делает это не потому что она подлая и совесть её съело общество, а потому что банально дура. Вот правда, дура и всё.
Матильда - вообще огонь! Вроде бы и умная, но мозг её забит великими предками, интригами и переворотами, в которых они участвовали за пару веков до описываемых автором событий, и все эти их приключения не дают ей, бедненькой, покоя. Вот и ищет она в жизни место для героических поступков и жертвенности.
Ну а если серьезно, то единственное, что меня заставило задуматься - так это тема духовенства. Я в первый раз обратила внимание, как разнится описание церкви в русской и зарубежной литературе. Понятно, что место она занимала и занимает в этих культурах разное, но я как будто глаза открыла, таким это стало для меня откровением. Семинария - это ад, большинство семинаристов и в Бога-то не верят и считают, что их главное дело-это "продавать верующим места в раю", ведь их главной мотивацией для служения Господу является жажда наживы и перспективы безбедного существования. От всего этого показного благочестия местами тошнило и руки тянулись к тазику. Видимо, слишком уж у меня были наивные понятия о религии и служителях церкви.
Несмотря на всю неоднозначность повествования, книга мне понравилась. Есть что-то очаровательное во французских писателях 19 века, и Стендаль не стал для меня исключением.727