Рецензия на книгу
The Wes Anderson Collection
Мэтт Золлер Сайтц
Аноним10 мая 2023 г.Эта книга написана фанатом для фанатов. Да и сам Уэс Андерсон по сути является самым главным фанатом — фанатом своего дела. У книги интересная структура: она состоит из эссе и интервью, посвященных определенным работам автора. Начиная с первого дебютного фильма «Бутылочная ракета», нас погружают в царство работ Уэса с любовью и поистине фанатским вниманием к деталям. Повествование в книге хронологически выверено, фильмы идут по порядку выхода.
Я начала свое знакомство с Уэсом с самого его известного фильма «Отель «Гранд Будапешт». Так как книга была написана раньше выхода этой картины, его в списке, ожидаемо, нет, однако он — это очень яркое описание философии Уэса и его подхода к съемкам. Кроме «Отеля» специально во время чтения я посмотрела «Королевство полной луны» — второе по известности творение этого режиссера, чтобы хотя бы примерно понимать, о чем идёт речь.
Интересно подмечать определенные технические особенности и приемы, которые обсуждают Мэтт и Уэс на страницах книги, а потом находить их уже в самом фильме. Вообще их очень интересно именно рассматривать, они — как калейдоскоп, в котором множество разноцветных интересных деталей, но когда ты отвлекаешься от этой картинки и пытаешься рассмотреть, что находится внутри, ты видишь царящую за ней пустоту. Не то, чтобы в этих фильмах вообще нет смысла, он определенно есть, но для меня лично это максимально наивное искусство, мысли и идеи в котором лежат на поверхности. Например в «Королевстве» мы видим по сути брошенных взрослыми детей, которые предоставлены сами себе, проблемы которых и целый мир внутри этих детей, абсолютно игнорируется миром взрослых. Их побег – это яркий и ожидаемый итог такого пренебрежения и слепоты. Ты видишь это, по мере просмотра даже проникаешься этими персонажами, но это все равно очень... клипово?
Для меня Уэс Андерсон – это, в первую очередь, художник, а не сценарист и не режиссер. В его фильмах мне не хватает вот этой вот глубины, хотя, судя по написанному в книге, у него огромный бэкграунд и насмотренность, просто внутренние смыслы — это не то, что его интересует больше всего. Но именно это меня отвращает в позднем Нолане, нацеленность на то КАК сделать и достаточно сильное пренебрежение тем, ЧТО ты делаешь, внутренним содержанием.
Читая книгу, поняла, что мне, к сожалению, очень интересно узнавать про процесс создания картин, интересно узнавать самого человека – тем более, Уэс, хоть и не делится особо подробностями своей частной жизни, определенно очень интересный человек, -- интересно получать образование в области, в которой я абсолютно не разбираюсь, а именно в кинематографе. Я записала миллион рекомендаций себе в список «посмотреть», чтобы оценить шедевры мирового искусства, которыми вдохновлялся Уэс и на 80% уверена, что мне это понравится... Но мне абсолютно не интересно наблюдать за продуктами деятельности этого режиссера. Увы и ах, я слишком люблю выискивать детали в сюжете и сценарии, чтобы удовлетвориться деталями техническими. Хотя, в том же «Королевстве», например, была абсолютно фантастическая сцена с делением кадра на две половины, каждая из которых была в определенном цветовом сочетании: «желтая» половинка с шерифом и руководителем «Айвенго» и «синяя» половинка с представителем органов опеки. Или великолепное дробление кадра в самом начале. Но ты, правда, устаешь от таких деталей в процессе просмотра, глаз замыливается и в этом время весь этот взрыв деталей неплохо было бы заменить вдумчивостью сюжета и особенностями его развития, но, увы, мы по прежнему находимся в фильме Андерсона, а не Кубрика, и глубоких смыслов здесь не подвезли.
Рекомендую читать эту книгу фанатам, собственно, для которых она и создана. Так как я не фанат, считаю для себя справедливым, не ставить оценку книге, а оставить скромный «0», не создающий неверного впечатления о ней у будущих читателей.
24166