Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Schattenfuchs

Sjón

  • Аватар пользователя
    homjakadze9 мая 2023 г.

    Верните мой 2015 и я дам второй шанс «Писмоносцу» Шарлотте Вайце.

    Говорила, и снова повторю… «Я не устану давать шансы скандинавским авторам околдовать мое сердце». Ведь только им удается такая невероятная структура мистического реализма, захват каких-то весьма социальных проблем и тонны ослепляющего завораживающего снега. Почему я вначале упомянула о другом произведении? Хм, отвечу, они очень похожи. И сразу, когда начала читать Сьона, просто моментально со второй страницы пошла параллель с Письмоносцем Вайце. Хотя и прошло очень много лет, но я все еще помню сюжет, ощущения и эту безумную грань и действительно схожесть. Наверное, перечитав спустя годы я бы совершенно иначе восприняла то произведение и некоторые моменты раскрылись бы иначе… Вот бы эту книгу именно издать сейчас… когда ей тут самое место, подумалось в тот момент.

    Хочу предупредить, далее идет именно анализ сюжета и персонажей с моей колокольни и смотровой площадки, поэтому предупреждаю, мое мнение и мысли могут идти в разрез с общепринятым мнением. И не отдавать дань величию произведения.

    Бальдур Скуггасон имя одного из персонажей, которое напрямую дает отсылку к демоническому существу. Он же является священником и напрямую связан с Аббой девушкой с отклонениями в развитии, и являющуюся дауном и прибывшую на корабле. Все три персонажа полностью взаимосвязаны общей историей, но стыковки которой из-за нелинейности текста сложно проследить до конца читающему. Многие рецензенты говорят о зле и добре, о социальной проблеме, которую автор поднимает в своем произведении по отношению к аутистам. И даже многие части якобы намекают на их некую божественность если присмотреться на грани 7 развитий человека в утробе указанные по сюжету. Даже в одном моменте Аббу называют Морской богиней и даже приводят ее собственный словарь слов и значений завуалировав ее иной образ.

    Однако, давайте рассмотрим Аббу как персонажа с обратной стороны истории. А так ли ее образ аутистки и намека на божественность реален? Так ли он обязан вызывать сочувствие и симпатию читателей? Семилетнюю девочку скитающуюся находит Сельви. Мало того, что малолетний ребенок выжил в весьма страшных условиях не считая природных, плюс это 1883г, во-вторых, это ребенок аутист и явно не Маугли лесов, возникает вопрос как? Сельви полтора года с ней путешествует и мастерит ей гроб, который она же с собой везде волочит. Разве данный момент не весьма странный? Затем он возвращает ее в семью, где спустя пару лет узнает о том, что мать покончила с собой, а отец продал ее на корабль, а сам ударился в священники. А далее возвращаясь к началу текста, эту девочку Аббу находят на корабле, где лишь она выжила. Очередной вопрос как? Явно не лишь по причине того, что она привязана к кораблю была. На нем есть масса мест, где можно укрыться, если он не тонет. Почему мать решилась на такое, почему отец ее продал подальше и ушел в священники? Почему затем ее он выгнал из церкви?

    Но все нас путает это начало знакомства с Аббой. Первостепенно задаёшь вопрос, а как она выжила на корабле? Но автор резко давит на жалость, понятно продали для утех морякам, бедная девочка еще и аутист, и столько пережила. И соответственно идет эта двоякость персонажа.

    Второй частью выступает Лиса и Священник. О! Это было красиво. Мистический реализм, первобытность магии охоты, выживание и смерть. Красивый концепт перехода слежения за лисой, и тот момент, где они уже сражаются и ведут схватку в ментальном пространстве, где ему уже кажутся несколько лис. Словно восточная тематика двух самураев, стоящих под проливным дождем под капли, ударяющиеся о черепичную крышу, и все замирает, а они сражаются в своем пространстве желая выявить заранее победителя. Завораживает сознание. Но был ли он жив в этот момент? Кажется, первая волна лавины и прибытие воронов говорит о Одине, которого он отгоняет словно не желает вставать на его сторону. Вторая лавина его уносит в ледяной склеп, где теряется пространство и время в темноте и холоде. Тут тоже неопределённость его возможности жить. Тут он отрекается от всего земного, ведь каждое прочтение стихов, римы, рассказов говорится, что он после прочтения не может больше вспомнить. Это словно переход от человеческой жизни в иное. Отречение от бренной человеческой жизни в иную форму. И тут возникает образ лисы из охоты, где она говорит о боге и о том, что это хорошо иметь электричество, ведь бог — это свет, свет придет в каждый дом, но священник это отрицает и натягивает шкуру лисы становясь демоном и выбирается, переродившись из ледяного склепа на свободу. С другой стороны лиса могла быть аллегорией его внутренней сущности. В ином смысле священник вел охоту на зверя внутри себя. Но проиграл злой сущности.

    Особенно если взять фразу с гроба Аббы, «все меняется, ничего не исчезает».

    Много мыслей и желания достичь передела понимания повести, но каждый раз углубляясь начинаешь тонуть в снежной ловушке, которую Сьон так тщательно создавал. Мне понравилась охота за неуловимой лисой, и внутренними демонами. Красивая мимолетная история, накрывшая меня лавиной размышлений и снега… Смогу ли я из нее выбраться?..

    9
    406