Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы

Александра Баркова

  • Аватар пользователя
    Аноним8 мая 2023 г.

    Абсолютно Антинаучно

    Не пойму, откуда столько восторженных отзывов. На мой взгляд, понравиться эта книга могла разве что человеку не особо грамотному и совсем незнакомому не только со славянской мифологией, но с базовыми мифологическими образами в целом. А иначе лебедь и заяц как "символы беды и смерти" резанули бы глаз изначально.

    Сказать, что книга разочаровала - значит ничего не сказать. Книга абсолютно антинаучна, и это тем более печально, что во введении сама автор как раз яростно критикует подобные антинаучные труды на тему славянского язычества (Велесова книга, Хиневич). Вот только вместо адекватного научного анализа, автор представляет ещё одну, свою версию беспочвенных антинаучных фантазий - то есть как раз то, что сама так горячо критиковала!

    Притом делать то, что сама же однозначно осудила во введении (единственная адекватная часть книги!) - это такое ощущение фишка автора. Так, автор во введении предостерегла против чрезмерного увлечения сравнительной мифологией на том основании, что мифология каждого народа - уникальна, и помимо универсальных мифологических образов, там много уникальных - и тем не менее в своём труде автор сама ПОСТОЯННО сравнивает славянскую мифологию с греческой, индийской и скандинавской (и зачастую безосновательно). Также автор во введении предостерегла против чрезмерного увлечения лингвистикой в мифологии - то бишь проведения лингвистических параллелей между разными языками - и тем не менее САМА постоянно этим занимается, проводя параллели между славянским языком и например санскритом. Я не пойму - у автора реально фишка делать то, что она сама так осуждает, или она не замечает, как это делает?

    Вообще, никаких доказательств и никаких ссылок в тексте автор не приводит. Всем её выводам нам предлагается верить на слово, а это уже ненаучный подход. Да, в конце автор рекомендует некоторых авторов но зачастую даже без указания конкретных трудов (!) и опять же в самом тексте никаких ссылок нету.

    По поводу самого текста...Многие выводы и заключения автора просто не вызывают доверия. Возьмём первую главу о символизме животных в славянской мифологии. Здесь автор абсолютно бездоказательно и незаслуженно демонизировала половину животного мира, связав их с "бедой, колдовством и смертью". И я ещё могу понять подобную связь в отношении к примеру кошки и кукушки - они у многих народов пользовались неоднозначной репутацией, но к примеру ЗАЯЦ и ОЛЕНЬ как демонические и связанные со смертью существа, СЕРЬЁЗНО? Или ещё того пуще - ЛЕБЕДЬ? Самая священная у славян и многих других народов птица у автора сего труда предстаёт символом "смерти и беды". А затем автор ещё и упоминает о том, какие агрессивные лебеди птицы, что могут ФИЗИЧЕСКИ УНИЧТОЖИТЬ (лол ЧТО?) всех других птиц в окрестностях своего гнезда (а вот это уже противоречит основам биологии!) Вообще такое ощущение, что автор свои субъективные неадекватные антипатии к определённым животным безосновательно выдала за представления славянских народов. Причём я потом ещё специально погуглил про образы лебедя и зайца у славян - и НИГДЕ НЕ НАШЁЛ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БРЕДОВЫМ ФАНТАЗИЯМ АВТОРА!

    А таких фантазий пруд пруди. Автору везде мерещатся сексуальные символы и символы смерти. Да, я понимаю, что тематика секса и смерти важна в мифологии любого народа, но всё же видеть фаллический символ в каждой условной палке и символ смерти в каждой условной вилке - имхо перебор. Иногда палка - это просто палка, а символическое значение для разнообразия может быть не связано с сексом и смертью (а быть защитным символом, к примеру).

    Я не смог дочитать книгу до конца. Может, главы про славянских богов были адекватнее, чем про животных и низших духов, но мне лично хватило антинаучных фантазий и откровенного бреда в первой части книги что напрочь отбило желание браться за вторую.Так что, не рекомендую эту книгу никому.

    27
    430