Рецензия на книгу
По найму
Л. П. Хартли
Melbourness4 мая 2023 г.Она сама обманываться рада
Вариация на тему "красавица и чудовище", с излишне мелодраматичной развязкой, едкой сатирой на классовое общество, и отличными второстепенными персонажами - вот чем мне показалось это произведение. Хотя главные персонажи четко и логично прописаны в начале, к середине истории они, что называется, "плывут". Отставной военный Ледбиттер, циник и мизантроп по жизни, воспылал чувством к такой пустышке как леди Франклин? И хотела бы поверить в сказку, но не получилось. В то, что леди Эвелина стала интересоваться семьей наемного шофера, я поверю еще меньше. Для людей ее класса обслуга должна быть молчаливой и незаметной, какие дела творятся в цокольном этаже высшему обществу было (да и есть, скорее всего) безразлично. Главное, чтобы машина стояла у подъезда в назначенный час.
По сюжету леди Эвелина Франклин посещает соборы Англии в память о безвременно почившем муже, от нечего делать и в поисках утешения своему горю. Именно так она встречает Стивена Ледбиттера, отставного военного, вынужденного зарабатывать частным извозом при богатой клиентуре. Он представителен, аккуратен, пунктуален, а большего от шофера и не требуется. Итак, поначалу водитель и клиентка обмениваются только парой вежливых фраз в начале и конце поездок, и расходятся каждый по своим делам. Затем начинается цирк. Ледбиттер изобрел для леди Франклин реалити-шоу задолго до телевизионных боссов. Она цепляется за его брошенную вскользь фразу о доме, и понеслось. Жена, пара детишек, семейные заботы - леди из высшего общества с изумлением и восторгом рассматривает преподнесенную ей Ледбиттером картину жизни рабочего класса. Осталось поставить решетку как в зоопарке и продавать билеты за посещение. И он, фигурально выражаясь, продает. Если женщина так хочет сама себя немного обмануть, что ж, позволим ей это удовольствие, тем более, что деньги не последние. Так Стивен потихоньку решает свои денежные затруднения за счет богатой клиентки. А та, в свою очередь, отогревшись у воображаемого семейного очага Ледбиттеров, начинает снова выходить в свет, и даже находит себе нового мужа.
Здесь они как бы меняются местами. Если раньше леди Франклин нуждалась в обществе Ледбиттера как в способе отвлечься от собственных печалей, то теперь томиный выдуманной любовью к ней Ледбиттер мечется и ищет выхода. Которого нет и быть не может, потому что они существуют на разных уровнях бытия. Потолком отношений тут могла быть только тайная связь хозяйки и шофера, при которой он знает свое место, молчит и удовлетворяет ее потребности. Ни о какой свадьбе и речи быть не может, не сумасшедшая же она.
Все окончательно смешалось, когда Ледбиттер узнает в своем постоянном клиенте жениха леди Франклин. Вот она, возможность расстроить помолвку любимой женщины с этим негодяем-альфонсом-двуличной сволочью. То, как он решает воспользоваться информацией об изменах Хьюи не только не красит Стивена, но и противоречит его характеру как я его поняла. Анонимка? Фи! Как человек военный и довольно прямолинейный, Ледбиттер из начала истории не стал бы так поступать. С другой стороны, любовь и не так сознание выкручивает. Вот Хьюи и Констанция как характерные герои понравились мне куда больше. В них веришь по-настоящему, они вполне живые и возможные. Мелкий художник, поймавший золотую рыбку. Его любовница, мечтающая о любви, но еще больше о деньгах.
Звезду я скинула за то, что отдельные отличные сюжеты никак не хотели сшиваться бесшовно. Вроде и приглядная вещь, а ниточки торчат там и сям. Но в целом, как иллюстрация нестыковок классов в Англии 50х годов прошлого века - очень даже хорошо.
19272