Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Wes Anderson Collection

Мэтт Золлер Сайтц

  • Аватар пользователя
    Аноним3 мая 2023 г.

    Я не являюсь поклонницей Уэса Андерсона и по своей воле книгу читать бы не стала. Но Долгая Прогулка не терпит слабости и пленных не берет.
    А не фанатам и тем, кто вообще ничего не знает об Андерсоне, тут делать нечего - слишком уж узкоспециализированная тема. Режиссер в интервью своему другу кинокритику и автору этой книги Мэтту Сайтцу рассказывает о семи своих фильмах. Ну как рассказывает... Сайтц задаёт наводящие вопросы, строит свои теории, и иногда кажется, что этого Сайтца в книге больше, чем героя интервью. Возможно, это связано с тем, что режиссер довольно замкнут, мы узнаем это в начале книги.
    На мой взгляд, тем, кто эти фильмы не смотрел, книга будет непонятна: много подробностей съемки, непонятных кинотерминов и имён незнакомых людей. И ведь никаких пояснений! Русскоязычная публика мало знакома с этими людьми и знаменитыми американскими фильмами, которые вдохновляли Уэса Андерсона, так дайте хотя бы сноски!
    Также книге не хватает иллюстративного материала, и это самая большая моя претензия. Как можно говорить о фильмах, не демонстрируя кадры? Ведь кино - это чисто визуальное искусство. А здесь вместо красочных иллюстраций только картинки какого-то художника в стилистике фильмов Андерсона. Но это же бред! Есть у меня книжонка с таким же гениальным решением издательства. Что-то там о моде в кино. И к описанию прекраснейших платьев из фильмов для наглядности присобачена мелкозернистая черно-белая фотография! Чего, блин?! Кто вообще придумал это? Вот и здесь также. Какая была бы замечательная книга с фотографиями со съёмок, чтобы сразу видеть и разницы в формате кадров, и цветовое решение режиссера, меланхолию Билла Мюррея и кукольных героев из "Бесподобного мистера Фокса" с их маленькими очками, газетами и пакетиками яблочного сока. Ведь в этих деталях и есть дух мастера.
    Мне, незнакомой с творчеством Уэса Андерсона, оставалось обратить внимание на интересные для меня темы - приемы и стиль режиссёра. Эти данные я собирала по крупицам, так как они упомянуты вскользь то тут, то там. Расположение героя в центре с размытием заднего плана, симметрия. Переключение камеры и её резкий поворот на 90°. Яркие краски, например, красная шапочка у Билла Мюррея в "Водной жизни", как у Жака-Ива Кусто. Мелкие и на первый взгляд не важные детали. Прием "кукольного домика", когда мы видим быт героев словно в разрезе, как дом-дерево лисьей семьи Фокс.
    Мне нравится и смысловая наполненность фильмов: темы отцов и детей, взаимоотношения в семье, как в "Семейке Тененбаум" и "Академии Рашмор". Возможно, эти важные для режиссёра темы связаны с разводом его родителей. Тема "взрослых" детей и инфантильных взрослых, как в "Королевстве полной Луны". Тема смерти.
    Я посмотрела анимационный фильм "Бесподобный мистер Фокс", снятый по книге Роальда Даля. Мультфильм кукольный, все куклы сделаны из натуральной шерсти, как рассказал сам Уэс Андерсон в интервью. Герои все в одежде, у каждого есть работа и увлечения, свой вкус в интерьере. А дом-дерево мистера Фокса и его семьи (миссис Фокс, сын Эш и племянник Кристофферсон), вообще запал мне в душу. Пересмотрела раз десять, как его строили белки-строители.
    Главный герой, мистер Фокс, вынужден бросить воровство кур, узнав о беременности своей жены. Но лис не был бы лисом, если бы так просто отказался от жажды курокрадства. И вот тут я усмотрела тему свободы дикого зверя и долга. Мистер Фокс выбирает долг перед своей семьёй и исправляет ошибку, из-за которой подверг опасности своих близких . А его свободу символизирует дикий черный волк, которого встретили герои. Они молча обменялись приветствиями и, как по мне, это самая сильная сцена в фильме. А моя любимая сцена та, в которой миссис Фокс сообщает о своей беременности и лисы светятся изнутри. Прям буквально светятся. Очень мило и здорово обыгран этот фразеологизм.
    Я увидела здесь всякие "фишечки" Андерсона, например, центрирование героя в кадре, лица, точнее, морды героев крупным планом. Гармоничную и яркую цветовую схему в различных "лисьих" оттенках рыжего, коричневого и жёлтого. Мелкие детали, например, упаковки с едой, маски налётчиков из носков со скидкой в 40%, ободок для волос миссис Фокс, как у девушек хиппи, и маленькую брошь на ее жёлтом платье, когда она остепенилась и бросила воровство домашней птицы.
    Особо хочется упомянуть озвучку. Самого мистера Фокса озвучивал Джордж Клуни, и тут точное попадание режиссёра, я в этой роли вообще больше никого не вижу. Клуни словно только что вернулся со съёмок "Одиннадцати друзей Оушена" и не совсем ещё вышел из роли хитрого дельца. Мэрил Стрип сыграла миссис Фокс, но, если честно, Кейт Бланшетт, которая изначально должна была озвучивать лисичку, подошла бы лучше. А сам Уэс Андерсон дал свой голос суслику, но не придает этому большого значения. И, кстати, озвучка проходила на ферме, где постоянно мешали всякие посторонние звуки и их нужно было как-то обыграть в мультфильме.
    Потом я отыскала на Ютубе тайм-лапс съемки "Мистера Фокса" и пришла в восторг. Какая же кропотливая и трудоёмкая работа с этими куклами! Браво, Уэс Андерсон!
    Что в итоге: читать книгу без просмотра фильмов бессмысленно, изучать ее без иллюстраций скучно. Поэтому с оценкой я затрудняюсь. По книге лучше снять документалку, чтобы наглядно отобразить индивидуальность и стиль такого талантливого режиссёра как Уэс Андерсон.

    P.S. Посмотрела "Отель Гранд Будапешт". Мне понравилось, начинаю проникаться)) скорее всего, посмотрю ещё "Французский вестник" и "Семейку Тененбаум" и с этим новыми впечатлениями отправлю книгу на перечитывание

    10
    57