Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девственницы-самоубийцы

Джеффри Евгенидес

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2023 г.

    обычно я не пишу отзывы на такие книги. какие такие? вызывающие слишком личные переживания, которыми не хочется делиться, и слишком сложносоставный отклик, который почти невозможно вывести в слова. эта вещь почти «такая».. но не совсем. поэтому я попробую.


    для дебюта очень круто написано, да и без дебюта тоже. меня завораживают такие плотные, насыщенные тексты, где все выверено, ни капли или почти без воды, в них вязнешь, из них сложно вынырнуть, но периодически надо, потому что вся эта толща пропитана смертью, ее ожиданием, попытками распробовать и понять, а это давит, лишает воздуха.


    отдельного упоминания заслуживает необычный рассказчик - собирательное «мы» в лице соседских парней, фанатеющих по девушкам. необычно, в меру лично и больше обезличенно, и вызывает много вопросов. конечно же, рассказчик ненадежный: мало того, что он пишет коллективныевоспоминания, они также приправлены слухами, сплетнями и прочими ненадежными свидетельствами друзей, соседей и журналистов. все это добавляет еще больше тумана и вопросов в голове - кому верить, кому нет, что делить на два. 


    лично меня больше всего озадачил феномен фанатения. то казалось, что это обычные замороченные подростки, которых хлебом не корми, дай кусок женского тела или атрибута. то представлялась сказочная башня для заточения, где прячутся прекрасные недоступные златовласки, которых упустили горе-рыцари. то просто думалось, что это банальная психология в квадрате: противоположный пол, тайна, недоступность, притягательный эффект одной проблемной семьи в пространстве маленького городка. 


    по традиции, мой отдельный дизреспект тем людям, у которых в рецензиях «опять ниче непонятно, потому что ниче не происходит, а то, что происходит, автор не объясняет». во-первых, нужно жить жизнь и по ходу думать головой, чтобы что-то было понятно. во-вторых, происходит очень и очень много, граждане читатели, вы точно читали глазами? в-третьих, автор вам не чат джипити и не гугл, чтобы раздавать ответы. иногда фишка в том, что ответов нет. иногда - что они есть, но зависят от интерпретатора. иногда - они есть для тех, кто к ним готов, и отсутствуют для неготовых. и так далее. 


    и кстати, я бы не сказала, что автор так уж прокатил читателей с ответами на вопросы, ну хотя бы на главный - почему девушки покончили с собой. ответы есть, но их как будто недостаточно, чтобы читатель благодарно сложил лапки на коленях и признал, что он удовлетворен. вроде бы их сгнобили взаперти - но разве этого достаточно, чтобы оборвать себе жизнь, ведь можно было сбежать? также есть версия о пагубном «вирусе», который сгенерировала младшая, ведь все началось с нее, - но эта версия отметается самим же рассказчиком (но автором ли?), поскольку мы не знаем ответа на следующий вопрос - что побудило младшую? дальше есть версия, что она просто подросток, а это ой какая нелегкая ноша в наше время. и тут мы уже запутываемся в интерпретациях, смешной ли это аргумент или до фига серьезный… а вы думали что, чужая душа - это как кубик Рубика, сложил и на полку положил?


    резюмируя, скажу, что мне нравится именно этот баланс возможных ответов и свободы читательской интерпретации, который автор вложил в книгу. 


    2
    262