Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним18 февраля 2014 г.Детские воспоминания иногда скрываются и меркнут под грузом того, что приходит позже, как детские игрушки, забытые взрослыми на самом дне переполненной кладовки, но они всегда начеку и ждут своего часа.Это - добрая книга. Не хорошая, не плохая, а именно добрая. Книга о добре, счастье и детстве. Особенно о детстве. Она очень милая и наивная, по-своему интересная и "взрослая". Да, она именно для взрослых, которые отчаянно нуждаются в том, чтобы хоть одним глазком заглянуть в детство, снова почувствовать всю ту безудержную радость от самых обыкновенных вещей.
Я не скучаю по детству, но мне не хватает своего тогдашнего умения наслаждаться малым, даже когда рушится то, что внушительнее по значению и больше. Я не мог управлять миром, в котором жил, не мог отрешиться от вещей, людей, событий, причиняющих боль, но я черпал радость в том, что приносило мне счастье.Эта книга была для меня своего рода средством от амнезии. Она помогла вспомнить мои 5-7-10 лет, когда самыми важными вещами были вкус пирога, игрушки и родители. Когда ты ни о чем не задумывался, витал в облаках и даже не знал, что значит так часто употребляемое взрослыми слово "проблема". Книга подарила те несколько дней умиротворения и спокойствия, в которых все мы иногда так нуждаемся. Вышел такой себе релакс.
Я забылся в чтении. Я бежал от реальности, когда жизнь была слишком тяжкой или вовсе заходила в тупик.Эта книга - не о волшебстве. Она о том, как это волшебство витает вокруг нас, тесно переплетаясь с реальностью, и каждый, каждый может узреть его, стоит лишь только захотеть. Книга - врата в нашу душу, в наши воспоминания и чувства.
Взрослые тоже изнутри не такие уж взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Остались такими же, как ты сейчас. А вся правда в том, что нет никаких взрослых. Ни единого в целом огромном свете.Отдельно хочу выделить три вещи: мальчика, Океан и Лэтти Хэмпсток.
Мальчик... В нем самое выдающееся то, что он - это мы сами. Нил Гейман, мне кажется, недаром не указал имени ребенка, потому что он - это наше отражение. Каждый, бесспорно, найдет в нем что-то знакомое, родное и свое. Это удивительный прием, и Гейман оказался в нем мастером.
Океан - это отдельный персонаж. Нет, не объект, не часть пейзажа за окном и не просто скопление воды в определенном месте. Он играет достаточно большую роль в этой истории. Возможно, при прочтении так не покажется, но уже после это становится ясно.
Лэтти Хэмпсток. С виду - обыкновенная 11-летняя девочка. Но нет, это далеко не так. Она - символ. Символ забытого детства. Символ чего-то утраченного. И это что-то есть только у детей. Мы рождаемся с ним, оно помогает нам расти и становиться теми, кто мы есть. В самом младенчестве это что-то - огромное, светлое и ясное. С каждой задутой свечей в именинном торте оно становится все меньше и меньше, к периоду юности существуя в виде маленького огонька, небольшой искорки или тлеющей щепки. С наступлением зрелости оно - лишь смутное воспоминание, мы уже не можем понять о чем оно, оно - лишь осадок, пепел в нашем сердце, пепел от сгоревших желаний, сожженных обыденностью и рутиной. У нас у всех это "нечто" было, ведь каждый из нас был ребенком. Так вот именно Лэтти Хэмпсток для меня оказалось тем самым "нечто", которое на время вновь разожгло огонь в моей душе и позволило на несколько мгновений очутится в детстве.1020