Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним18 февраля 2014 г.Для меня «Воскресение» - книга, которая могла бы стать революцией души, если бы я была сильнее и честнее.
Один очень уважаемый мной человек сказал: «Толстой творит как Бог, без швов». И этот сотворенный Толстым мир поражает своей реальностью и глубиной. Мне кажется, что романы Толстого – эта как река с двумя течениями: внешним, отражающим реальность, и внутренним, хранящим переживания и перерождения героев. Внешнее течение замерло, чтобы в нем, как в зеркале, отражалась реальность. Характеры и ситуации настолько близки и понятны каждому, что очень легко мы можем себя представить одним из героев. И как только внутри читателя сработает это отождествление, Толстой постепенно начинает разгонять внутреннее течение и переосмысление жизни героем уже становится и нашим, читательским, переосмыслением.
Читая «Воскресение» я очень четко осознавала неправильность своей жизни, даже, скорее, никчемность ее. Но, оторвавшись от книжных страниц, я понимала, что совершенно ничего не буду в ней менять. Наверное, я могла бы выстроить для себя модель жизни, которая была бы более правильной, честной и полезной, но смогла бы я ее реализовать? Точно нет. И, как Нехлюдов в начале «Воскресения», я буду продолжать жить так, как одобряет общество, как считается «нормальным», да и как удобнее для себя любимой. Только вот угрызения совести будут срабатывать чаще, да свою ущербность буду ощущать более четко.
И, конечно, возникает вопрос: «Зачем что-то менять?». Для мира в душе, для осознания себя как личности, да и просто потому, что именно описываемая Толстым жизнь естественна, а не навязаное нам критериями правильности извне существование, к котрому мы привыкли.
Мне кажется, что жить по принципам Толстого можно, и выжить в нашем мире получится, но это не только для смелых, но и для очень трудолюбивых и чутких людей, готовых каждую секунду пропускать все свои мысли и поступки через фильтр толстовского мировоззрения. Ведь не может такого быть, чтобы Толстой написал свои книги зря, а раз не зря – значит есть где-то в мире люди, которые смогли изменить для себя принятый обществом уклад и жить так, как должен жить человек. Видимо это и есть ответ на вопрос, который постоянно вставал передо мной во время чтения.
И в заключении своего небольшого размышления я хотела бы поделиться еще одной мыслью. Толстой и Достоевский. Как же часто их сравнивают, сталкивают, говорят, что тот, кто любит Толстого, не может любить Достоевского и т.д. Для меня «Идиот» и «Воскресение» равновеликие и равногениальные произведения, как и их авторы. Но вот некоторую разницу в тональностях этих романов, а вернее в том отклике в душе, который они вызывают, мне удалось уловить. Как вы понимаете, это очень личное восприятие, но все же… Достоевский любит всех своих героев. Он принимает их со всеми слабостями и недостатками, жалеет и прощает. Его путь к Богу – ВЕРА.
Толстой категоричен. Он противопоставляет своего героя, например Нехлюдова, его окружению, и если Мышкин пытается всем помочь и всех понять, то Нехлюдов – от всех бежать. Путь к Богу у Толстого – БЕГСТВО, уход от всего неправильного и ложного и потом постоянный и непрерывный ТРУД. Толстой призывает к внутренней работе, к помощи слабым, но вот представить, что Нехлюдов жалеет, например, отца Мисси – очень сложно. И получается как-то странно: Достоевский, при всей описываемой им «чернухе» - более снисходителен, если можно так сказать, к человеку. Видимо и разделение читателей между этими гениями идет как раз по принципу принятия и прощения или отрицания и бегства от реальности. Во всяком случае, пока я думаю именно так. А кто из них ближе мне? Оба, хоть и становится мне после книг Толстого за себя очень стыдно…20184