Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Il conformista

Alberto Moravia

  • Аватар пользователя
    Melbourness28 апреля 2023 г.

    В поисках нормальности

    Другой держался русла и теченье ловил
    Подальше от крутых берегов,
    Он был, как все, и плыл, как все,
    И вот он приплыл:
    Ни дома, ни друзей, ни врагов.

    А. Макаревич

    Странное впечатление оставила книга. Вроде мысль, в ней озвученная, понятна и прозрачна, вопрос коллективной ответственности и конформизма поставлен, но вот внятного ответа я не получила. Может быть автор и не ставил задачей на него ответить, а просто таким образом прорабатывал для себя увиденное за годы правления Муссолини. Только вот помимо душевных терзаний главного героя в романе слишком много сексуального подтекста. Который, собственно, и привел меня к мысли, что не все так однозначно с этим самым конформизмом. Крутила я свои впечатления и так, и сяк, а к единому выводу, или хотя бы двум-трем, так и не пришла. Знаю, что сумбурно, сейчас постараюсь объяснить.

    Все начинается в лето перед школой, когда маленький Марчелло убивает в саду ящериц, затем кошку. Он начинает сравнивать себя с приятелем, который отказывается принимать участие в его жестоких играх. Нам всем с детства внушают, что убивать плохо, это нельзя от слова совсем. А если Марчелло наслаждается убийством, значит от делает что-то плохое, значит он не такой как все - он ненормальный. Мать не дает ему должного утешения и отпущения его маленьких грешков, но про мать мы еще поговорим отдельно. В школе дела обстоят не лучшим образом, мальчишка слишком хрупкий и слишком красив почти девичьей красотой, чтобы влиться в грубоватую пацанскую компанию. В классе над ним откровенно смеются, и это тоже дает ему понять, что он отличается от остальных. Последней каплей становится его знакомство с Лино, и все, что за этим последовало. Кстати, алаверды писавшему к книге аннотацию, фильм дело хорошее, но не худо было бы и с текстом романа ознакомиться... сексуальное насилие, угу.

    Дальше действие переносится в годы перед Второй мировой войной, в Италии прочно установлен фашистский режим, неугодных власти устраняют пачками и в пределах государства, и за границей. Уже взрослый доктор Марчелло Клеричи служит чиновником где-то и подвизается в тайной полиции. И собствено, не видит в этом ничего дурного, напротив - он убежден, что служит правому делу, хотя в политику старается не влезать. Марчелло не то чтобы ярый фашист, однако считает, что нынешний режим пошел Италии на пользу, порядка стало больше, все стали более или менее равны, а эта мысль его успокаивает. Ему нравится быть винтиком в системе, быть как все. Самая главная его цель - быть нормальным. Это в книге повторяется постоянно: "Я - нормальный". Доктор Клеричи искренне помогает бороться с идеологическими врагами, ведь это же нормально - хотеть укрепить по мере сил отличный режим, при котором все по ранжиру. Его не сильно мучает совесть, когда он соглашается поучаствовать в убийстве его университетского профессора, да еще и предлагает свои улучшения в план тайной службы. Тут всяко лыко в строку, свадебное путешествие в Париж отлично совмещается с выполнением гос задания. Вот здесь для меня большое противоречие: Моравиа представляет главного героя как часть политического режима, пусть маленькую, но активную, а с другой стороны показывает, что Марчелло политикой не особо интересуется, он просто стремится слиться с социумом. Зачем он помогает тайной полиции не совсем ясно. Я для себя ответа не нашла.

    Большая часть романа отведена парижским событиям, там в пару дней утрамбовано основное действие. В Париже автор знакомит читателя с ренегатом-профессором Квадри и его женой Линой. Лино из детства Марчелло перетекает в Лину - красивую, сильную, чужую. И как выяснилось, абсолютно к нему равнодушную. В этой женщине я увидела противопоставление путающемуся в себе и созерцательному Марчелло. Она точно знает, чего хочет, не боится быть не как все, и вполне в ладах с собственной сексуальной ориентацией. Тут у меня опять не все сложилось в единую картину. Что автор хотел сказать всеми этими блужданиями главного героя по публичным домам, повторением один в один ситуации с Лино и автомобилем, а главное - перетягиванием жены Марчелло Джулии между ним и Линой? К чему был весь этот сексуальный сыр-бор?

    Закономерен финал: сначала рушится режим, затем один из краеугольных камней душевной организации Марчелло, а затем ... а вот не скажу, читайте сами. В заключительных главах ситуация чуть проясняется, особенно когда на сцену выходит "убиенный" Лино, и оказыватеся, что главный герой всю сознательную жизнь страдал за то, чего не совершал, и строил свою нравственную систему по сути на воздухе. Вот это пинок так пинок от судьбы. То есть мужик все время задавался вопросом собственной нормальности, потому что думал, что убил подонка-педофила, а тот оказался живехонек. И все предпосылки для поступков рассыпались прахом. Есть над чем задуматься. Так ли действительно обстояли дела, как мы их видели 20 лет назад?

    Что мне понравилось в книге, так это постоянное скрытое противостояние мужского и женского начала. Фашизм был мужским режимом, женщинам при нем отводилось вспомогательное место жен и матерей. При этом в романе очень сильно влияние женщин на мужчин и их поступки. У Марчелло чуть ли не эдипов комплекс прослеживается с его стремлением впечатлить отца, которому нет дела до сына, и любовью к матери, которая сама как ребенок. То, что мать и не думала скрывать свою интимную жизнь, тоже дало о себе знать в дальнейшем. Недаром говорят, что все начинается с семьи. Жену он себе нашел если не полную копию матери, то похожую на нее недалекую инфантильную квочку. Может именно поэтому его заворожила яркая и сильная Лина, как противопоставление другим женщинам в его жизни.

    Как общее впечатление скажу, что книга неплоха, но и только. В ней слишком много полутонов, очень много места для додумывания, автор как будто призывает читателя начать копаться в себе. "Конформист" был написан по следам падения режима Муссолини, на тот момент это была супер-актуальная тема. Известности добавил и фильм Бертолуччи, но я не уверена, не канула бы книга в Лету, если бы кино не было снято знаменитым режиссером и со звездным составом.

    16
    525