Рецензия на книгу
Соглядатай: Роман. Рассказы
Владимир Набоков
Аноним28 апреля 2023 г.Ведь когда-нибудь мы умрем, и все будем знать, и все будет прощено, — так зачем же откладывать
Мое знакомство с В. Набоковым началось с "Защиты Лужина" и "Лолиты" и вот, на свой страх и риск, я взялась за рассказы. Вернее дело обстояло так, что я только перед прочтением обратила внимание, что это именно сборник рассказов, а "Соглядатай" не полноценное произведение, а короткая повесть. Мое отношение к рассказам как к выбору чтения довольно противоречиво. С одной стороны для меня это всегда интрига — какой сюжет прячется под следующим названием. А с другой мне больше привычны романы, где читателю предоставляется максимально полное погружение в одну историю (хорошо бы еще интересную).
И тем не менее, после моего моего предыдущего неудачного чтения Дэна Симмонса, сборник "Соглядатай" стал для меня глотком прохладной родниковой воды, успокоившем мои взбесившиеся нервы.
Не перестану говорить о гениальном литературном таланте Набокова. Он философ, стилист, знаток литературы. Он так мастерски описывает любую вещь, состояние или явление, будто в самом процессе написания он держал эту вещь в руках или проживал описываемое состояние. И невозможно ему возразить, потому что каждое его описание откликается в тебе так, будто оно самое истинное.
Повесть "Соглядатай" мне понравилась гораздо больше, чем все рассказы вместе взятые (а их в книге 12). Я так тонко ее прочувствовала, что мне теперь не хочется читать на нее статьи и рецензии, чтобы не размыть личное впечатление. Здесь Набоков развил свою фантастически-философскую теорию о жизни после смерти. Повесть начинается историей от первого лица. Герой не называет своего имени, но читатель узнает, что он глубоко несчастен от того, что не может найти себя самого, не может забыться в каком-либо деле. Жизнь для него лишена удовольствий и каждый день длится мучительно долго. Этому мужчине кажется, что он проживает чужую жизнь или даже жизни. Последней каплей стало жестокое избиение и унижение Кашмариным, жена которого изменяла с рассказчиком — он совершает самоубийство.
Далее я читала на одном дыхании, потому что мне всегда были занимательны рассуждения о том, существует ли жизнь после смерти. Сохраняется ли душа, есть ли она вообще или человек исчезает вместе с телом? Можно ли говорить о бесконечности жизни?
А идея Набокова привнесла новшество в мои мыслительные процессы, она абсолютно ни на что не похожа. Он пишет о том, что после смерти сохраняется мысль. Эта мысль развивает из тьмы новый мир. Но мир не простой, а необходимый.
Не существует людей, которые при жизни не мучились бы чем-то. Это могут быть мечты о несбыточном, неразрешившиеся конфликты с людьми, ошибки, не дающие покоя и многое другое, что исправить не предоставляется возможным. И вот цель посмертного мира Набокова, визуализированного мыслью, в том, чтобы обрести спокойствие и счастье.
Главный герой мучился в первую очередь от того, что не мог понять, кто он на самом деле. Он становится соглядатаем — наблюдает за собой будто со стороны, наблюдает за обществом русских в доме номер 5 на Павлиньей улице, которые как зеркала отражают его самого. У каждого свое мнение насчет него, и нет какого-то единого. И поэтому его душевное освобождение заключается в том, чтобы избавиться от этих образов, "разбить зеркала", чтобы о нем перестали думать то, кем он не является, и самому понять себя. Ванечка не должна думать о нем как о доблестном герое, Марианна Николаевна как о жестоком воине, Вайншток как о советском шпионе, а Богданович как о "сексуальном левше". Мухин должен был уловить каждое слово лжи в рассказах героя о своей жизни, а Кашмарин — встретить и простить.
Стилистическая фишка этой повести в том, что после смерти героя повествование переключается только на окружающих, и самого себя он воспринимает в третьем лице. Герой следит за собой как за малознакомым человеком. И когда люди проявляют интерес к разоблачению его личности, он с еще большим азартом начинает выслеживать себя. Идея произведения плавно раскрывается до самого финала, и я долго не могла ее четко для себя определить. Соглядатай сам вводит читателя в заблуждение, например, когда начинает переживать о том, что он не умер, а жив.
Страшно, когда явь оказывается сном, но гораздо страшнее, когда то, что принимал за сон, легкий и безответственный, начинает вдруг остывать явьюЯ очень рекомендую эту повесть каждому, она так же подойдет для начального знакомства с В. Набоковым, потому что не перегружена сложносоставленными предложениями, что прослеживается в более позднем творчестве автора. Здесь так же много юмора. К примеру, Вайншток — торговец в букинистической лавке, в качестве хобби предпочитает спиритуализм — общение с духами. И очень забавно обыгран автором "прыгающий столик", какие духи приходят и диалоги с ними.
РАССКАЗЫ
Рассказы в книге по объему занимают большее место. Тематически они связаны с повестью, но это не то, чтобы очевидно... Как я думаю, в каждом рассказе прослеживается та же самая мысль о страдании человека, и есть намеки на присутствие смерти. Все главные герои проживают какой-то переломный момент, но его завершенности полностью не достигают, сохраняя камень на душе.
Место действия всех рассказов — Берлин, а главные герои обязательно русские. Немцы встречаются, но фоном. Сам автор, на момент написания этого сборника, жил в Берлине и его ностальгия по России прослеживается во многих рассказах теплыми воспоминаниями героев о родине.
И если рассказы объединяет общая идея, то в плане сюжета они разнообразные.
"Обида" и "Лебеда" — рассказы о детстве Пути. Один не является продолжением другого, каждый рассказ описывает одну тяжелую ситуацию из детства мальчика, но объединяет их то, что Путя в душе очень одинок.
Интересно, что в "Лебеде" отражено воспоминание самого Набокова о своем отце. Когда он был маленьким, на его отца написали статью, который в свою очередь вызвал обидчика на дуэль. Набоков сильно переживал за отца, но в итоге дуэль не состоялась, а завершилась мирно.
Самый первый опубликованный рассказ из сборника — "Пильграм". В нем Набоков сполна отыгрался на своей любви к бабочкам, и ему удалось здорово передать все эмоции и всю любовь к своему хобби.
Пильграм имеет свою лавку редких бабочек. Но его горе в том, что он ни разу не путешествовал, не ловил редких бабочек своими руками. И он целыми днями грезит о том, как накопит денег и облетит весь мир. Но продажи его очень скудны, даже коллекционеры будто ничего не понимают в его коллекциях редких видов. Рассказ очень грустный, он о том как заветная мечта может управлять человеком.
Не менее оригинальный рассказ "Занятой человек". Граф Ит (псевдоним) любит заниматься самокопаниями. И перед своим 33-летием он вспоминает детский сон, который был тогда для него пугающим, будто предзнаменование. Он помнит цифру 33 и слова "в возрасте Христа", и начинает страшно бояться, что скоро умрет. После дня рождения он стал жутким паникером. Почти нигде не появлялся, осторожничал, правильно питался. А за месяц до 34-летия полностью изолировался в квартире.
Был забавный момент, как во время грозы он всю ночь простоял в тазике, боясь, что молния ударит в дом.
А может переход в иной мир так же непредсказуем, как рождение? И герой начинает загоняться не только насчет того, как выжить, но и какие действия нужно совершать, чтобы наверняка попасть в иной мир после смерти.
В рассказе "Музыка" воспоминания об отношениях между мужчиной и девушкой разворачиваются на фоне фортепианной музыки. Идея в том, что описываемая любовь так же прекрасна, как музыка, и трагична тем, что обречена на финал тогда, когда пианист заканчивает играть.
И это только малая часть рассказов, которые мне понравились и чем-то зацепили, пусть я и не сильный любитель такого жанра. Оригинально так же и то, что рассказы разнообразны на главных героев. В одних это ребенок, в других мужчина, и есть даже рассказы от женского лица "Случай из жизни" и "Красавица".
Что мне ну совсем не понравилось, это очень безнравственное поведение героя в рассказе "Хват" (Костик, изменивший с одинокой девушкой, у которой умирал отец, и с которой он ужасно некрасиво обошелся в конце). Единственный рассказ, подпортивший общее впечатление.782