Рецензия на книгу
Полубрат
Ларс Сааби Кристенсен
Аноним15 февраля 2014 г.Кристенсен Ларс Соби. Полубрат
Когда я прочла аннотацию, то подумала: «Елки! Ну почему все художественные книги, которые я читала в последнее время, либо про сумасшедших, либо вовсе от лица покойников написаны». И здесь намечается тоска. Но решила все-таки прочитать.
Великолепная книга. Мне понравилось, с какой легкостью Автор выражает мысли. («То, что я рассказываю, всё время оказывается короче того, что мы пережили» - как пример (из главы "Линейка Барнума")), то, что он даже отходя от прямой последовательности, выписывает картину тщательно, без пафоса и намеков, откладывает этот идеально сделанный пазл, чтобы в свое время вставить его точно в предназначенное для него место. Идеально.
Совершенно замечательное название - «Полубрат». Брат по матери, и наполовину хороший и плохой человек. Имеющий половину общего детства, ощущений, воспоминаний и т.д. с братом, и половину совершенно автономной, собственной души.
Я долго не могла понять, что мне напоминает эта книга (помимо Карлсона))). Потом вспомнила: одного из моих любимых режиссеров Лассе Хёльстрома. Меня поражает в его фильмах то, что он без ненависти и без снисходительности относится к людям, которых можно описать словом «отрицательный герой». Какими бы чудовищными поступками не отметились его герои, он видит в них людей. То же в этой книге. Персонажи сложные, но человечные. Убийца Фред. В этом человеке уживаются такие разные качества. И его положительные качества выражены в нем ярко, ярче, чем у людей в среднем. Женские образы. Слова Пра: «этого ребенка нужно особенно беречь». Почему? Да потому, что пережившая такое ужасное обстоятельство Вера, и Болетта, и Пра не должны сломаться. Не должны озлобиться, имея, вроде, на это все основания. И они остаются людьми. У меня сжалось сердце, когда я читала о том, как Болетта ухаживала за Верой. Какое огромное горе для матери! Для меня совершенно очевидно, что все они любят Фреда. Они живут несколько патриархальной, старомодной, не знаю, как, определить жизнью: волнуются о том, что скажут соседи; несмотря на скромные доходы исправно кладут деньги в ящик, Болетта стесняется понижения в должности. Все это очень наивно, очень по-деревенски, но и трогательно. Они любят друг друга, заботятся друг о друге, но не навязчиво. Это – своеобразная патриархальная деликатность. В фильме «Любовь и голуби» дядя Митя спрашивает Людку, мол, что одна, где муж? И отец шикает на него, говорит, что что-то не заладилось. Что такое? Да мы не спрашивали. Им плевать на дочь? Нет и нет! Это деликатность. Поддержать, но не лезть в душу. Что и делают героини на протяжении всей книги. Вспомним, как радовалась Вера, как готовилась она к приходу Питера. К Барнуму придет гость! И она выворачивается наизнанку, чтобы встретить его как можно лучше. Потому, что она видит одиночество сына. Видит, что ему несладко приходится среди ровесников. Видит шишки и порванные одежки, душа болит, но что же она может сделать?! А сейчас может. И она, счастливая, носится по дому, выготавливая обед.
Узнав о мошенничестве страхового агента, что испытывает Вера? Злость? Ведь он их годами обманывал, обирал. Нет. Она полна сочувствия к его жене и идет выразить это.
Ребенка Вивиан помогают растить Вера и Боллета. Жизнь их ничему не научила))))) – все их несчастья не в состоянии вытравить их человечность.
Вера годами ждет и ищет Фреда. Она любит его, как и Болетта, как Пра. Хотя оценивают его трезво: «В нем слишком много злости». Они видят это с горечью. Но это – не повод его не любить. Вера ищет, ждет, и устраивает поминки с лихорадочным, болезненным оживлением. «И рaзве не должен был я понять уже тогдa, что было нечто выше мaминых сил, бремя, дaлеко превосходящее рaзмерaми и тяжестью всё, что я мог себе предстaвить, и которое онa долее не моглa нести в одиночку?»
Письмо деда. Семейная реликвия, память. Я не согласна с тем, что они сознательно живут тоскливой, безрадостной, вязкой жизнью. Во-первых, это не так. А во-вторых, имхо, они очень невезучие люди. Прямо по «Видно, в понедельник их мама родила». Я не вижу их вины в чем-либо. Стечение обстоятельств скорее.
«Судя по всему, мир прекрaсно обходится без нaс, - говорит он. - А рaзве мы - не мир? - Мир, Бaрнум. А клaссно знaть, что никто не догaдывaется, кaк мы чертовски хороши? - Не уверен я в этом, - шепчу я.»1356