Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мы

Евгений Замятин

  • Аватар пользователя
    EnrikaRusanova21 апреля 2023 г.

    Иногда "повесточка" решает

    Наконец-то я дочитала эту муть! Правда, удалось мне это только с пятой или шестой попытки. Зачем так долго мучила себя? А вот спросите меня – не знаю. Захотелось-таки закрыть очередной гештальт и убрать книгу на полку с пометкой «прочитано», а не «не дочитано».

    Итак, начну сначала. Стиль – отвратительный. Я даже у начписов такого дерьма не встречала. Поначалу были сомнения, я думала: «А вдруг главный герой так изъясняется оттого, что ему мозги научным скипидаром промыли? Может быть, когда он влюбится и почувствует себя человеком, в его стиле появится структура, поэтика, живость образов?» Увы, нет. Никакого изменения в стиле речи Д-503 не произошло.
    Кстати, тот язык, которым написано произведение – основная причина, по которой его бросают, так и не дочитав. Как-то раз я даже слышала: «Сама-то по себе книжка довольно интересная, но этот сухой, математически выверенный стиль…» Три раза «ха!». Начинать предложения и не заканчивать их – это вовсе не математика, это, скорее, признак повреждения головного мозга. Справедливости ради нашла другие произведения Замятина, почитала, и никаких претензий к стилю не возникло. А здесь почему-то вот так.
    Теперь о деталях. Деталей практически нет, лишь кривые полуобразы, размазанные грубыми штрихами по всей книге: Интеграл, прозрачные стены, шторы, розовые талоны, юнифа, Древний Дом, алкоголь, Бюро Хранителей, беременность О… Как мог Д-503 быть одним из строителей Интеграла, если он не в состоянии даже толком описать место, в котором живёт? Неужели у Замятина фантазии хватило только на прозрачные стены и на секс по талонам?

    Хотя, конечно, ценят этот роман вовсе не за стиль, не за подробное описание мира будущего, а за идею. Ещё бы: первая в мире антиутопия как-никак! Замятин у нас, видите ли, первопроходец! Только знаете, что? Попробуйте перенести главных героев из утопического будущего во вполне реальное настоящее или прошлое, и пусть они строят не Интеграл, а к примеру, храм. Или замок для лорда. Или пирамиду для фараона. Или обтёсывают тотемный столб для обвешенного перьями чернокожего вождя. Разве что-то принципиально поменяется? В любом обществе будут согласные и несогласные; те, кто обожает верховную власть, и те, кто её ненавидит. И всегда будут разрабатываться способы усмирения несогласных. Кастрация, вшивание конского волоса в ступни, верблюжья шапочка на голову... Я это вот к чему: жанр антиутопии – это, по сути проецирование постыдных событий человеческой истории в высокотехнологичное будущее. А потому антиутопическая литература всё равно появилась бы – с Замятиным, или без него.
    Отчего же книженция вдруг стала так популярна? Ответ очевиден: повесточка. Это роман о разочаровании в светлом будущем, написанный советским писателем, чьи мечты об идеальном обществе были безжалостно разрушены. И то, что по сути это роман-пустышка, лишь сыграло ему на руку: обработанное пропагандой воображение европейского читателя тех лет само дорисовывало недостающие детали. Разумеется, если бы роман напечатался в другое время и подавался под каким-то другим соусом, он никогда не принёс бы особой известности автору. А так получилось очень даже вовремя – смотрите, мол, что ждёт людей в тоталитарном государстве, в котором все инициативы спускаются сверху, и в котором искусство и религия теряют культурное значение!

    Только есть нюанс. Ампутировать фантазию начали не в Советском Союзе, а в Америке. Я говорю сейчас про лоботомию, разумеется. И доктор Менгеле не в Союзе свои эксперименты проводил. Джон Чарльз Катлер, Мэрион Симс, Уэнделл Джонсон, Альберт Клигман, Оливер Венгер, Герта Оберхойзер – никто из них не был рождён в Советском Союзе. Вы вообще когда-нибудь слышали об этих людях? А ведь они не просто так совершали свои преступления, они удовлетворяли потребности своего общества.
    Так что, кто бы что ни говорил, книженция эта вовсе не про Советский Союз, и не про какое-то конкретное государство. Она про наше общество в целом, которое движется по пути саморазрушения вопреки развитию науки и техники. А деградация общества – это такая штука, которая появилась задолго до Замятина. Так что, если отбросить всю шелуху, которой покрылось это произведение за сто лет, то выйдет, что оно довольно глупое и бесполезное.

    Моя оценка: 4/10.

    8
    222