Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The House of the Spirits

Isabel Allende

  • Аватар пользователя
    Аноним12 февраля 2014 г.

    Повествование о женщинах семьи дель Валье на самом деле. А в Труэба они превратились, когда бабушка Клара (хотя тогда она, конечно, бабушкой ещё не была) вышла замуж за Эстебана Труэба. Он и стал, собственно, родовым проклятьем семьи, а заодно и очевидцем историй всех этих женщин.
    Несколько поколений женщин сменяют друг друга и становятся всё лучше и лучше: сначала нелепая, но идейная Нивея, затем безынициативная и отстранённая Клара, непокорная Бьянка и, наконец, венец цепочки - сильная и действующая Альба. Нет, секунду, Альба всё ж таки ещё не вполне венец, не хватает ей политподготовки, но можно с уверенностью сказать, что её дочка (она же дождётся Мигеля) будет самой шикарной представительницей дель Валье, хотя это звено уже полностью отдаётся в ведение читателя. Все эти женщины так или иначе сильно влияли на Эстебана, который здесь представляет всё то, с чем ассоциируются типичные патриархи: никакого сочувствия к людям и отношение к женщинам как к собственности. Да и что уж там греха таить, любил Эстебан женщин насиловать. За что, собственно, и расплачивался и он сам и его семья. Потому что именно он запустил ту цепочку насилия, которая привела к несчастьям его внучку. Однако, к чести Альбы, она выстояла посреди апогея террора, а дедушка её смог душевно переродиться и принять и внучку и внучкин выбор. Поэтому умер он все-таки счастливым и прощённым стариком, даже не потратив ни песо на визиты к психотерапевту.
    Альба же счастливая ещё и потому, что Мигель к ней относится прекрасно. Редко в какой книге встретишь мужчину, который озаботится поиском ваты и бинтов, чтобы помочь женщине во время менструации, а не убежит вопя и крича прочь. Да и редко в какой книге встретишь мужчину, который не потащит женщину с собой в партизанский отряд, чтобы покомфортней там самому было, но при этом откажет без использования аргументации а-ля "не женское это дело", а скажет всё так, как есть на самом деле:


    — Близятся тяжелые времена, любовь моя, — объяснил он. — Я не могу быть с тобой, потому что, когда настанет час, я уйду в партизанский отряд.
    — Я пойду с тобой, куда бы ни пришлось, — заверила его Альба.
    — Этот выбор делают не по любви, а в силу политических убеждений, а у тебя их нет, — ответил Мигель. — Мы не можем позволить себе роскошь принимать в свои ряды посторонних.
    Альбе его ответ показался грубым, и должны были пройти годы, чтобы она смогла понять все его значение.


    Так что этот потрясающий роман о женщинах Чили считаю вполне удавшимся и самодостаточным. И горе тому, кто покусится назвать Исабель Альенде "Маркесом в юбке", ибо пишут эти люди совершенно о разных вещах. Сравнивать их - это всё равно, что сравнивать попу с пальцем. Магия реализма Альенде сильно отличается от магии Маркеса. Её произведение магично не фантасмогорически, а реалистически, оно не оторвано совершенно от настоящего мира, как это делается в тех же "Сто лет одиночества". Оно аккуратно вплетается в историю и жизнь настоящего народа, поэтому более зрело и имеет больше прав на существование.

    12
    81