Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Маятник Фуко

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним12 февраля 2014 г.
    Ведь говорят же, что история — это загадка, бессмысленная и кровавая? Но это неправильно, смысл в ней обязан быть. Обязан быть некий Разум. Поэтому люди не легкомысленные создали для себя, в ходе столетий, образы неких старшин или же царей мира, может быть, и не имеющих физического воплощения, может быть, они только функция, коллективная роль, периодическое воплощение некоего Постоянного Намерения. С которым несомненно были связаны исчезнувшие великие ордена священства и рыцарства.


    Я даже не стану делать вид, что хорошо понимаю всё то, о чем писал в этой книге Умберто Эко, но и притворяться, что мне это понравилось, тоже незачем. Эта книга измучила меня и вымотала до предела. Правда, теперь, через несколько дней после прочтения, оглядываясь назад и перетряхивая цитаты, я убеждаюсь, что нашла в ней немало полезного, любопытного и даже забавного. Это для меня редкость, чаще бывает наоборот - я с восторгом отзываюсь о только что прочитанном, а со временем эмоции остывают. Надо бы поднять оценку "Маятнику..."
    О чем же эта книга? О теории заговора. Вот вам краткое изложение методологической основы теоретических построений героев Эко:


    Во-первых, понятия сопрягаются по аналогии. Не существует критериев, чтобы знать с самого начала, хороша аналогия или плоха, ибо любая вещь напоминает любую другую вещь под определенным углом зрения. Например, картофель перекликается с яблоком, потому что оба растительные и круглые. Яблоко со змеем — по библейской ассоциации. Змея с кренделем, если змею закрутить хорошенько, крендель со спасательным кругом, спасательный круг с океаном, океан с мореплавательной картой, карту печатают на бумаге, туалетная бумага, туалет с одеколоном, одеколон со спиртом, спирт с алкоголем, алкоголь с наркотиками, те со шприцем, шприц с дыркой, дырка с ямкой, ямка с грядкой, грядка с картошкой — и круг замкнулся.


    Уже с картошками это кажется немного странным, а то ли ещё будет!.. Материал, которым ловко жонглирует Эко - история средневековой Европы, тайных обществ и мистических культов. А заодно и всего мира, священных книг, "и про китайцев там тоже есть" - чтоб читатель не расслаблялся. А я полезла в это всё, не отличая тамплиеров от розенкрейцеров и не представляя себе, кем был граф Сен-Жермен... В этом, пожалуй, главная сложность этой книги - автор слишком хорошо владеет историческим материалом, автор играет им, интерпретирует по-своему, а тем временем читателю не хватает базовых знаний, чтобы уловить, о чем речь. Роман со многими неизвестными. Я для себя решила, что бросаться в гугл по несколько раз на каждой странице - это абсурдная затея, не стану я этого делать, буду просто читать как есть, следить за общим ходом рассуждений. К счастью, хоть на это моего куцого умишки хватило. Правда, было очень скучно. Но в какой-то момент наступило облегчение. Для меня светлым лучом в темном царстве стали разоблачения теорий заговора, когда всё сводилось по сути к тому, что всё в этом мире связано со всем, просто так, без всякой мистики, уж так оно получилось. Например, откровением для меня стал фрагмент о пирамидах и уличном ларьке:


    Я твердо верю, верю в то, что мир — это восхитительная перекличка нумерологических соотношений и что прочтение числа, купно с его символической интерпретацией, — таков привилегированный путь познания. Но если весь мир, как низменный так и верховный, являет собой систему соотношений, где перекликается все, tout se tient, вполне естественно, что и киоск и пирамида, оба представляющие собой плоды рук человека, подсознательно отображают в своем устройстве гармонию космоса.


    То же говорит Лия, возлюбленная рассказчика о символике разных народов и человеческом теле:


    Ладно, короче говоря, мы такие, какие есть, у нас тела такие, а не другие, и поэтому мы, находясь за тысячи километров друг от друга, выбираем одни и те же символы; следовательно, все сходно, и ты сам знаешь, что люди, у которых есть хоть капля соображения, глядя на закрытую и теплую внутри печь алхимика, отождествляют ее с чревом матери, готовой произвести на свет ребенка, и лишь твои сатанисты, видя готовую вот-вот разродиться Богородицу, думают, что это намек на печь алхимика. Так и провели они тысячи лет в поисках тайного послания, а ведь все находилось рядом, достаточно было лишь посмотреть в зеркало.


    На меня эти простые истины произвели очень отрезвляющее впечатление. Да, есть много всего в этом мире, чего я не знаю. Многое из этого позиционируется как тайное знание, которое содержит скрытый смысл. А нужно ли оно мне и кому-либо вообще - пытаться знать всё? И трудно ли, умеючи, сгенерировать так называемый "скрытый смысл" для чего угодно? Эко показал мне - это нетрудно. Эко сначала оглушил меня интеллектом, а потом убедил, что толики здравого смысла достаточно, а факты тасуются, как карты, на них нельзя полагаться.
    Хотелось бы мне после всего этого сказать словами одного из героев этого романа:


    — К завтрашнему дню я подготовлю мистическое толкование телефонного справочника…


    Но увы, не подготовлю, не сумею. Зато "толкователей справочников", которые по классификации автора делятся на дураков и сумашедших, их я теперь распознаю за версту.
    Книга для очень упорных маньяков-читателей. Я предупреждала.

    7
    60