Рецензия на книгу
Permutation City
Greg Egan
Neradence5 апреля 2023 г.Конечная бесконечность
Очень твёрдая, крайне сложная и невероятно завораживающая научная фантастика.
В основе всего повествования лежит достаточно популярная идея о цифровом бессмертии, придающая роману некоторый привкус киберпанка, но раскрывается она не самым привычным образом, обрастая попутно морально-этическими дилеммами. Количество философских вопросов, которые автор упаковал всего-то в пятьсот страниц, поражает воображение.
Из-за этого назвать книгу простой для чтения проблематично. Во-первых, она изобилует отсылками и даже прямыми цитатами к научным дисциплинам разной степени сложности, во-вторых, куда более концентрируется на оформленных в художественной форме философских рассуждениях, чем непосредственно на сюжете.
Не сказать, чтобы здесь совсем уж не было действия, но сюжет, равно как и все его участники - исключительно вспомогательный фон, позволяющий подсветить глобальные идеи, о которых Игану хотелось высказаться. Права цифровых копий, истинное бессмертие, но без физического воплощения, природа сознания, грань между алгоритмической симуляцией человека и самим биологическим человеком, субъективное замедление времени, самовосприятие конструкта, части которого разнесены по вычислительным кластерам на нескольких материках, бесконечность или конечность вселенной, отношения между созданием и создателем, отсутствующая необходимость в богах и демон Лапласа на сдачу - и, скорее всего, я вспомнила не всё.Роман поделён на две части, где первая - это такая длинная экспозиция, в которой автор рассуждает на тему гипотетической реализации целого мира виртуального бессмертия, а вторая - встреча этого виртуального конструкта с другим, который не озабочен своей виртуальностью и даже вовсе не рассматривает её в качестве возможного объяснения своего существования. Вторая часть кажется более активной, в ней больше какого-то непосредственного участия персонажей, а не только их размышления или объяснения гипотез вроде придуманной одним из главных героев "теории пыли".
Всё начинается с того, что один человек, уверовавший в свою теорию о возможном существовании вечной симулированной среды, нанимает программиста, молодую женщину с больной матерью (это и является единственной причиной участвовать в странном проекте - Марии очень нужны деньги), чтобы та создала на коленке крайне условную модель, которая докажет гипотетическую возможность существования разума в детерминированной вселенной. Попутно у него есть свой собственный, то ли смежный, то ли независимый проект, который позволит оторвать виртуальность от обычных вычислительных машин, таким образом радикально решая проблемы всё более трудоёмкого наращивания вычислительных мощностей.
Объяснение того, как именно это произойдёт, с первой попытки не понять. Со второй тоже. Звучит почти убедительно, интуитивно выглядит - вроде бы тоже, но на сознательном уровне вызывает вопросы о ловком натягивании квантовой совы на макромировой глобус.
Забавно и то, что так окончательно и не поясняется, Дарэм в самом деле постиг реальность и преисполнился, или его шизофрению в психиатрической лечебнице просто до конца не вылечили. И вся эта тема с относительностью восприятия так и маячит где-то на грани восприятия до самого финала.
Мария в любом случае соглашается, модель слеплена, запущена и оставлена в покое считать саму себя неполно по Тьюрингу, чтобы неминуемо изготовить новую форму разумной жизни. Мы же помним, детерминированная вселенная, в которой ничего не может пойти случайно.
И вот вроде бы вся затея Дарэма оказывается успешной, пожелавшие отправиться вдаль и оставить свои копии уезжают в далёкое светлое будущее, из которого невозможно сбежать, где можно плодить цифровых потомков и читать всё, что было унесено с собой. Только где-то в непосредственной близости с Элизиумом, постоянно расширяющимся городом, который за счёт этого и может обеспечить истинное бессмертие, живёт местная вариация игры "Жизнь" из клеточных автоматов на конечной решётке, которая не отдаёт себе отчёта в своей детерминированности, из-за чего внезапно сбегает из-под всяких логических ограничений.
Чем угрожает самому концепту Элизиума, поскольку начинает перезадавать физические законы, по которым существует симуляция, и это апокалипсис, масштаб которого не представить - потому что бесконечность начинает становиться конечной. Некуда расширяться - нет и бессмертия. И все потраченные усилия выглядят напрасными, а стройные теории рушатся под собственным весом.
Глубина подобного экзистенциального кризиса ввергает в хтонический трепет.О персонажах сказать особо нечего, они прописаны очень лаконично, это что-то вроде архетипичных фигур, легко угадываемых образов, за которыми особо не стоит никаких личных историй, да она им и не требуется. Единственное исключение, пожалуй - финансист, который всю последующую цифровую вечность мучается давним тяжким грехом своего прошлого, бесконечно решая духовную задачу самопрощения: останется ли он собой, если вырежет часть воспоминаний, чтобы избавиться от того, что его тяготит. В конце концов он полностью зависает в лабиринте собственных терзаний.
Ад, как известно, у каждого свой.Концовка романа такая же странная, как всё повествование, и наполовину открытая, потому что окончательно так и неясно, куда в результате разовьются разумные конечные автоматы в формате насекомых, что произойдёт с новой сборкой Элизиума, да и что вообще произошло, тоже как бы тема дискуссионная. И в этом, пожалуй, есть свой шарм, потому что Иган предоставляет такое количество идей и выводов, что трактовать их для себя - уже явно забота читателя.
Отдельно занятно, что роман написан в девяностые, и сейчас, из нашего настоящего, будущее, в нём предположенное, уже очевидно никогда не наступит. А вот поднятые темы всё ещё актуальны и будут таковыми ещё долгое время, возможно, до тех пор, пока человечество не дойдёт наконец до сингулярности, если она вообще возможна.
Стиль текста и манера изложения очень характерны для Игана, никакой особой художественности не наблюдается, текст сухой, порой даже напоминает выдержки из какой-нибудь лекции. Хотя редко, но всё же встречаются внезапные очень яркие описания, особенно когда автор переключается на искусственную вселенную, но в основном это всё лаконично и не слишком выразительно. Лично меня это скорее радует, лишние богатые описания или большие отступления в сторону рефлексии - больше, чем они тут есть - роману не требуются.
Он заставляет скорее обдумывать концепции, в него заложенные, чем ярко представлять описанное.По итогу книга произвела на меня глубочайшее впечатление, каждую вторую сцену здесь можно разбирать отдельно и писать по ней эссе, и это, возможно, не до конца передаст масштаб. То, каким странным и непохожим на человека автор выписал разум, возникший из изначально человеческих решений, подчёркивая это небольшими вкраплениями вроде того, что у этих условных насекомых никогда не возникало гипотезы творения, меня лично восхитило.
"Город перестановок" - непростой и странный роман, который определённо зайдёт не всем, но в своей нише он прекрасен. Пусть местами стиль у него местами откровенно сухой, выстроенная внутри логика и изучаемые Иганом философские проблемы будущего всё искупают. Я рада, что наконец его прочитала и, возможно, даже перечитаю спустя какое-то время, чтобы взглянуть на поднятые темы снова, уже как-то осмыслив их наедине с собой.8518