Рецензия на книгу
Fort comme la mort
Guy de Maupassant
Аноним5 февраля 2014 г.Ги де Мопассан - мастер психологического портрета, певец любви и страстей. Ведутся на подобные эпитеты особы чувствительные и романтичные. Вот и я туда же. Одного не учла: я уже не та романтичная барышня, которая восхищалась "Милым другом" и "Жизнью", а циничная мадама бальзаковского возраста. С точки зрения стилистики, метафор и прочих фигур все безупречно - у классика мастерство не отнимешь; но жизнь, даже жизнь 19 века, о которой мы знаем только из книг, изображена наивно и местами неправдоподобно. Меняются нравы, а люди не меняются. И два века назад, и в наше время, когда космические корабли давно уже избороздили просторы собора (или уже мечети?) Парижской Богоматери, мужчины и женщины все так же влюбляются, сходятся, расстаются, переживают и умирают. Вот и в романе "Сильна как смерть" старичок Ги представил нашему вниманию обычный случай - Он и Она, богема и высший свет. Художник полюбил свою модель, соблазнил - приключился обычный адюльтер. Ладно, не обычный адюльтер, а долгоиграющий, с высокими чувствами, любовью и прочими сантиментами. И любят друг друга главные герои аж целых 12 лет (я не утверждаю, что это невозможно). Ах, какое редкостное постоянство! Общество, которому только дай пищу для разговора, наивно полагает, что они друзья не разлей вода, наивный муж не замечает своих ветвистых рогов и принимает соперника в своем доме. Хотя чего ему уже тревожится? Любовники всего лишь встречаются в свете, а в те редкие минуты, когда остаются наедине, едва ли даже целуются. Получается как в той поговорке: есть с кем, есть где, но не хочется. Тогда какие это любовники? Так... вялотекущие друзья с прошлым. Графине нравится удерживать художника возле себя, это ее хобби. Ну а чем еще заниматься женщине в ее возрасте, когда все у тебя есть, дети уже выросли, муж в политике, а планшетики с интернетом еще не изобрели? Вот от безделья и изобилия играется в любовь: зовет к себе, но близко не подпускает, заодно и себя в хорошей форме поддерживает. Художнику, уже немолодому, но еще видимо ого-го!!! конечно чего-то хочется. А тут и кризис среднего возраста подоспел. И дочь графская из деревни вернулась - свежа, румяна, хороша - ну чисто майская роза! Да и на мать похожа. Разбередила дяденьке душу, вспомнились ему годы молодые да удалые. Хочется все вернуть и повторить, ну и гормоны играют - в силу возраста и воздержания - надо, надо брать свое, а то не за горами старость! Кака така любовь? Все это физиология да химия тела. Пойди себе найди телесную любовь на площади Пигаль (иль еще где), да утешься, а новую музу свою люби платонически, но нет, главный герой терзается и изводит себя. Заканчивается все как-то комически, проводится параллель с ильфо-петровским "12 стульев": "Попал под лошадь гражданин О. Бендер...". Но читатели 19 века еще не были знакомы с романом советских писателей, их засаленное воображение не рождало такие ассоциации. Мопассан, сам страдающий нервными припадками, разочаровавшийся в жизни, вот так развязал сюжет, отправив вполне здорового физически и душевно героя под фиакр. Наверно, чтобы все прониклись сочувствием к главному герою и уважением к силе его великой любви. А что, собственно, "сильна как смерть", я так и не поняла, потому что никакой такой сильной любви в романе не нашла.
3106