Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Штиллер

Макс Фриш

  • Аватар пользователя
    OlevedaGodling31 марта 2023 г.

    Мыши кололись, плакали и ели кактус.

    Целые поколения выросли у нас на рассказах о бароне Мюнхаузене, и если тот немец был обаятельный и интересный фантазер, что его приключения вспоминаются спустя десятилетия, то вряд ли многоуважаемого херра Штиллера я запомню надолго, как и других персонажей, пробегающих по страницам книги. Предисловие обязательно к прочтению - это спасательный круг в этой тоскливой и безнадежной трясине, чтобы совсем не завязнуть и не утонуть. Иначе бегающие по кругу страдания по поводу собственной никчемности, неверности супругов, отсутствия реализации, невезения не могу иначе как обозвать, как трясину. Лапки свесили и поплыли по течению, коллективно испытывая неуверенность, страх, отчаяние и разобщенность. Я прекрасно понимаю, что произведение гораздо глубже и многограннее, чем я могу уловить, будучи недостаточно образованной и культурно развитой для интеллектуальной классической литературы.
    И практически сразу я упала в книге в нездоровую атмосферу, царившую между персонажами. Если сначала я думала, что у главного героя расстройство множественной личности и амнезия, то я потом поняла, что нет, все у него нормально, осознает - и отрицает. И как же мне жаль, что синдром барона Мюнхаузена вообще про манипуляцию отсутствующими заболеваниями, потому что по сказочности главный герой мог составить конкуренцию, если опустить из внимания факт, что барон больше по фентезийной составляющей, а Штиллер стремился к прозе, не менее сказочной, конечно.

    Язык текста ведется в эпистолярном жанре в форме дневниковых записей, и персонаж писал сплошным потоком, иногда не разделяя болтологию с тем, что происходит, и если первое время я была в ступоре, то потом поняла, что повествование напоминает нить, на которую нанизываются истории, подобные бусинам, и мы из этих бусин лучше узнаем и самого Штиллера, так и жену, любовницу, мужа любовницы - каждая бусина посвящена отношениям с кем-то конкретным. Я понимаю, что книга призвана высмеивать тогда сложившийся государственный и социальный строй Швейцарии, но я больше завязла именно в семейных драмах, и местами реакции героев на происходящее не были понятны, что я просто сидела и думала - а была ли любовь? Из героинь мне жальче всего Юлику, как и я была полна негодования в адрес того самого Штиллера, который все свои неудачи крыл одним единственным эпизодом в прошлом и очень уж держался за некоторые поведенческие паттерны фрау, что его расстроили. Но и фрау сама хороша - поднять себя за жопу во имя собственного спасения - неееее, давайте запускать себя.

    Итак, по моему не очень скромному мнению мы этого многоуважаемого херра Штиллера можем разобрать на запчасти, что он не вызывал сочувствия от слова совсем. И почему Юлика такая терпила?

    Чем мне не нравится сам Штиллер? Можно сколько угодно прикрываться неуверенностью, заниженной самооценкой, апатией, но я увидела очень явственные признаки домашнего насилия - конечно, он не избивал свою женщину, но домашнее насилие - это не только поднятая рука. Что я вспомнила во время написания рецензии? Психологическое или эмоциональное насилие, что Юлика иногда просто боялась как-то не так среагировать. Присутствовало территориальное насилие и ограничение социальных конфликтов, что терялись друзья, компаньоны и круг общения сокращался. Неглектинг, потому что что, собственно, делал Штиллер для здоровья Юлики кроме регулярных пинков к врачу? Ничего, зато позволял себе небрежно относиться к ее физическому состоянию, и когда ей нельзя было вставать в принципе - затребовал гулять с собой аж целый час. И самое махровое насилие тут - газлайтинг, что Юлика иногда сомневалась в своей нормальности, здравости. И на фоне этого бежать обратно к главному герою? Ну серьезно? И на фоне этих моментов мне было неприятно читать семейную их драму, и созерцать деструктивность патриархальности локального масштаба. Причем как Юлика вышла со сцены, и любовница на себе все собрала.

    На фоне всех этих эпизодов я поняла, что у Штиллера нарциссическое расстройство личности, потому что он убежден в собственной уникальности и правоте, но при этом максимально неуверен в себе, раним и с невероятно хрупкой самооценкой. И от этого возникают сцены домашнего насилия, о чем я говорила. И потребность быть крутым хоть для кого-то.

    И на фоне такой же неуверенности быстренько сварганил себе альтернативную личность, чтобы быть хоть в каком-то плане крутым. Жалок тот, кто отрицает себя и свое прошлое, чтобы не быть, а казаться лучше.

    И на фоне произошедшей семейной драмы меня не так тронула, но возмутила часть сплошных походов налево, а также как у персонажей растут целые кусты в качестве рогов. И все эти ревности и выяснения отношений, и как играют на нервах. И меня добило, кто кому предложил назвать по имени и дружить.

    В финал на фоне всего происходящего я не поверила.

    32
    652