Рецензия на книгу
Рассказы о Родине
Дмитрий Глуховский
Аноним22 марта 2023 г.Все что вы хотели знать о пятидесяти оттенках безысходности.
Помните, как в фильме «Гараж», знаменитого Эльдара Рязанова «сын Милосердова», разговаривает с «дочкой профессора»? Шедевральный диалог о современной (несмотря на год выхода фильма - 1979) литературе:
Это где герой Игоря Костолевского на реплику героини Ольги Остроумовой о том, что она исследует русскую сатиру ХХ века, отвечает: «Потрясающе! Вы занимаетесь тем, чего нет».
Я как человек любящий иронию и сатиру нахожусь в поисках кумира современности в своем отечестве в этом жанре. Поверив аннотации книги Д.Глуховского (признан иноагентом) «Рассказы о Родине» – «Острая, искренняя, наболевшая книга. Бомба. Смех сквозь слезы», я решила прочитать. И…
Лукаво звучит предупреждение от автора, что «Все имена героев, организаций, компаний и государств в этой книге являются вымышленными, и совпадения их с именами и названиями реально существующих людей, организаций и государств – случайны».
Здесь я могла бы сравнить его с Кристофером Бакли и его «Сделаем Россию снова великой!». Обе книги о современном мире, обе книги о политике и политиках и людей, вращающихся около - но на этом сравнение и закончим. Если Бакли имеет от меня «медаль» по описанию проблем современного мира через сатиру с элементами фантазии. То у Глуховского, как в том меме – «все плохо».
После «Текста» и «Метро» (которые написаны не плохо для своего жанра) - «Рассказы о Родине» (опять же в аннотации) сравнивают с политическими анекдотами эпохи СССР по звучанию. Я еще тот человек, который «made in Russia», поэтому помню и тон, и содержание этих анекдотов – так вот! Ничего общего с «Рассказами о Родины» там не было.
Гениальные иллюстрации Василия Половцева лучше любой аннотации рассказывают, что книга полна серости, безисходности и беспросветности современной жизни в России. И никакого намека на «смех сквозь слезы». Прочитала и стало грустно. Как тяжело жить человеку, который так видит окружающий мир.
«И треснул мир напополам» - совсем не на «Россия живая и Россия телевизионная, власть и люди», а на недалеких дремучих простых работяг и зажравшихся хитро-выигранных поклонников сатаны во власти…
Безнадега – основной лейтмотив всех рассказов:
❓Разве можно победить «Газпром» - если у него договор с самим Сатаной?
❓Разве можно победить коррупцию – если это инопланетяне собирают деньги для возвращения домой?
❓Разве можно воспитать человека – если даже мозг уже силиконовый?
Где тут слово «лопата», после которого я начну смеяться?
Кстати, даже героя советских анекдотов Микояна не забыли действительно упомянуть в книге. Но в отличии от «саркастического восхищения» его политической живучестью в СССР – помните: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». У Глуховского есть свое объяснение – вся колбаса «от Микояна» делается из таджикских гастарбайтеров. Вернее, из всего, что от них осталось, после продажи органов. (здесь видимо должен быть закадровый смех).
Лично для меня, как и автора рассказов, Москва-сити тоже выглядит холодной, бросающей пыль в глаза, пустой «темной башней». Но это не значит, что она станет центром мироздания (привет Стивену Кингу).
Для меня центр мироздания – светлый. Мой мир не покрыт серой плесенью. Теперь, когда доктор выписал мне очки – я вижу это еще лучше!8626