Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дракула

Брэм Стокер

  • Аватар пользователя
    Аноним20 марта 2023 г.

    Роман, положивший начало готическому хоррору и открывший вампирской тематике дверь в литературу. Не смотря на попытки рассуждать о кровососах до этого, Стокеру удалось создать прецедент ажиотажа и интереса. Почему?

    История вполне соответствует высоким представлениям о морали и добродетелях того времени. Жестокий злой вампир олицетворяет бесконечное зло. Красивые, добрые, невинные девушки становятся его добычей. Мужественные и преданные герои спасают всех. Все это происходит на фоне старинных замков, пейзажей Англии и Трансильвании. Эпистолярный жанр усиливает гнетущее ощущение знакомством с героями через их личные слова. Кроме фигуры Дракулы, всё типично для литературы 19 века. Но есть и важные моменты, которые были прямо на пике современности.

    Фигура самого Дракулы помогла сделать зло осязаемым, видимым и конкретным. Он порочен и не слишком привлекателен. Автор подчеркивает, что от него пахнет землей и обращает внимание на волосатость рук, груди. Это намеки на непристойность. В то время вообще нельзя было показывать мужскую грудь, а в романе граф не только оголяется, но и заставляет Мину пить кровь из надреза на его груди. Вот, наверное, читатели тогда обалдели от такой вульгарности. Но суть вампира это передает однозначно.

    При этом смерть Дракулы выглядит в романе, как благодеяние. На его лице появляется улыбка, означающая успокоение мятущейся души. Радость освобождения от вечного проклятия. Спасение и самого вампира и всего мира от его преступлений.

    В книге мы видим нарушения сословных рамок - в замке графа он сам себе и кучер, и прислуга, и дворецкий, и вообще по началу кажется, что живет там один. Во времена происходящих событий джентельмен, да еще с высоким титулом, просто не мог так опуститься. Для читателей слом естественных границ сословного общества был просто немыслим. Плюс, если граф сам обслуживает своего гостя, то надо думать, что и ночной горшок Харкера он выносит тоже сам. Абсолютное не признание норм и правил. Тревожный признак, дополняющий образ зловещего Дракулы.

    Стокер использует все новшества технологий. Тут вам и печатная машинка и стенографии и фонограф. Чудеса техники и инженерной мысли в полной мере. К тому же он показывает Мину Харкер очень современной и даже независимой. Она прообраз эмансипированной девушки будущего. Именно она объединяет всех мужчин вместе и создает больше всего для их работы. И она же, став жертвой графа и причастившись на его крови, смело использует это для ментальной связи с вампиром. Тем самым Мина помогает его выследить и настигнуть в жестоком возмездии.

    Для нас все это скорее что-то устаревшее, чем прогрессивные технологичные новшества. А вот для читателя 19го века они такими не казались. Давайте пройдемся по ним чуть пристальнее:

    Переливание крови: в романе Ван Хельсинг лечит Люси переливанием крови четырех мужчин по очереди. Начнем с того, что первое удачное переливание крови было проведено в 1818 году британским акушером. Таким образом он спасал свою пациентку с послеродовым кровотечением. Донором послужил ее муж. В 1840 году процедуру переливания крови совершили почти одновременно два хирурга - в одном случае это было полное переливании крови в больнице Лондона, во втором - в Америке при проведении хирургической операции. И только в 1900 году австрийский врач открывает первые три группы крови. Таким образом, во времена романа переливание крови все еще было крайне редким и часто неудачным, к тому же без знаний группы процедура проводилась просто при наличии любого нормального донора. Тем не менее Стокер вводит такую деталь в роман, добавляя прогрессивности Ван Хелсингу.

    Гипноз: очень модное веяние того времени. В 1843 году в свет вышла книга английского врача Джеймса Брэйда, которые впервые назвал практику фиксированного взгляда на предмете для доведения пациента до особого состояния ума и тела гипнозом. В 1959 году была представлена операции с гипнотическим обезболиванием. В 1975 году тему гипноза начала разрабатывать Шарко. В 1890 году врач-невролог Жозеф Бабинский, руководитель клиники, созданной Шарко, признал, что гипноз может использоваться с лечебными целями. Таким образом, Стокер с помощью гипнотического транса Мины ввел еще одно новшество в свой роман.

    Печатная машинка была запатентована в 1868 году. Кстати, именно тогда появилось знаменитая раскладка QWERTY — первые шесть клавиш в верхнем ряду клавиатуры. С 1984 года печатная машинка “Ремингтон 1” начала массово выпускаться в мире. В 1890 году Франц Вагнер разработал модель, в которую внес два значительных изменения: набирающий мог видеть шрифт, а клавиши располагались на горизонтальных рычажках (в модели «Ремингтон» клавиши располагались на вертикальных рычажках как шапочки на гвоздях). Так что это использование печаткой машинки было крайне прогрессивно и именно ей пользовалась Мина.

    Фонограф же был побочным изобретением Эдисона. Он появился в 1977 году и в январе 1878 года была основана компания Edison Speaking Phonograph Company. В 1880 году Александр и Чичестер Белл усовершенствовали механизм. А в 1888 бизнесмен Джесси Х. Липпинкотт скупил несколько производящих компаний и лицензий и взял под свое начало производство фонографов. Дальше была небольшая заваруха между им и Эдисоном. Но в 1897 году (год выхода в свет романа Дракула) второй все-таки смог выкупить права на свое изобретение, основал Edison Standard Phonograph и начал продажи. В книге фонограф использует доктор Сьюард. Позже с ним учится работать Мина. Инновации!

    Стенография, которой в романе владеют Мина и Джон Харкеры, является определённым шифром, который пишут простейшими знаками, а слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате даёт экономию времени почти в 75 % сравнительно с обыкновенным письмом. Плюс не все могут это прочитать. У стенографии довольно обширная история. Самое важное для книги - в Англии в 1837 году начался третий этап развития стенографии и он был вполне себе масштабным. Поэтому владение этим искусство тоже было очень прогрессивно. К слову, Дракула прочесть этот шифр не смог. Плохо учился.

    Так что роман был буквально напичкан современными гаджетами и герои были передовиками развития технологий.

    Повествование заканчивается словами Ван Хелсинга, что однажды сын Мины вырастет и поймет почему так много мужчин любят, восхищаются и благодарят его мать. Красиво. И объясняется всем написаны выше.

    6
    192