Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
reimudakku30 января 2014 г.Товарищи говорили про него: «Хитрец, пройдоха, ловкач, - этот всегда выйдет сухим из воды». И он дал себе слово непременно стать хитрецом, пройдохой и ловкачом.Таков и есть наш Жорж Дюруа. В самом начале произведения этот персонаж рассуждает, как резоннее поделить деньги на еду, чтобы хватило на более длительное время. В самом же его конце - становится обладателем завидного состояния и высокого положения в обществе. В чем же секрет такого успеха? У Жоржа есть особый талант - талант нравиться женщинам любого возраста и любой масти. Да и сам он был падок на представительниц прекрасного пола - что, впрочем, только сыграло ему на руку.
Женских сердец разбиватель, мужьям рога наставлятель. Обладатель магнетически притягательных закрученных усиков. Иногда журналист. Иногда муж. Жорж Дюруа, впоследствии - Дю Руа де Кантель, подстегиваемый злобой и завистью к высшему сословию, добивается желаемого не самым честным путем. Но ему никто не препятствует, напротив - обществу будто самому в радость предоставить всё нашему персонажу, обвязав золотой веревочкой. Дамочки, падкие на вышеупомянутые усики, готовы пожертвовать львиной долей своего состояния в пользу "любимого и единственного" милого друга. А Жорж - не дурак, не отказывается.
Роман читается легко, но всё время хотелось стукнуть ГГ чем-то потяжелее да посильнее. Ну не нравятся мне подобного рода персонажи. Хотя есть уверенность, что и сегодня есть Дюруа, которые до сих пор не упускают возможности устроиться в мире подобным образом. "Хочешь жить, умей вертеться", верно? Еще хотелось другого завершения. Какого-нибудь ущемленного рогоносца с револьвером, или куртизанку из театра с ножом. Или обезумевшую госпожу Вальтер, подсыпающую яд в шампанское. Но нет. Завершается всё триумфом. Возможно, Ги де Мопассан предоставил такую возможность читателю - самостоятельно рассудить, что же могло произойти дальше. Я думаю, что Жоржу в дальнейшем не светит ничего хорошего. Недаром говорят, что на чужом несчастье счастья не построишь.
Самым приятным персонажем для меня оказался Форестье.Также показалось, что Водрек вполне мог быть отцом Мадлены. Было немного жаль Клотильду. Но, в целом, отношение ко всем было ровным.
Заинтересовал также великолепный монолог поэта Норбера де Варена о смерти, с коим не могу не согласиться и часть которого не могу не процитировать.
Да, она изгрызла меня, подлая. Долго, незаметно, ежесекундно, беспощадно разрушала она все мое существо. И теперь, за что бы я ни принялся, я чувствую, что умираю. Каждый шаг приближает меня к ней, каждое мое движение, каждый вздох помогают ей делать свое гнусное дело. Дышать, пить, есть, спать, трудиться, мечтать - все это значит умирать. Жить, наконец, - тоже значит умирать!
О, вы все это еще узнаете! Если бы вы подумали хотя бы четверть часа, вы бы ее увидели.
Чего вы ждете? Любви? Еще несколько поцелуев - и вы уже утратите способность наслаждаться.
Еще чего? Денег? Зачем? Чтобы покупать женщин? Велика радость! Чтобы объедаться, жиреть и ночи напролет кричать от подагрической боли?
Еще чего? Славы? На что она если для вас уже не существует любовь?
Ну так что же? В конечном счете всё равно - смерть.- И никто оттуда не возвращается, никто...- продолжал он. - Можно сохранить формы, в которые были отлиты статуи, слепки, точно воспроизводящие тот или иной предмет, но моему телу, моему лицу моим мыслям, моим желаниям уже не воскреснуть. А между тем народятся миллионы, миллиарды существ, у которых на нескольких квадратных сантиметрах будут так же расположены нос, глаза, лоб, щеки, рот, и душа у них будет такая же, как и у меня, но я-то уж не вернусь, и они ничего не возьмут от меня, все эти бесчисленные создания, бесчисленные и такие разные, совершенно разные, несмотря на их почти полное сходство.
За что ухватиться? Кому излить свою скорбь? Во что нам верить?
...Одна лишь смерть несомненна.На этой оптимистичной ноте - раскланиваюсь.)
972