Рецензия на книгу
The Broken Girls
Simone St. James
Аноним12 марта 2023 г.Сломанная книга
Узнавать о закрытых учреждениях всегда интересно, будь то школы-интернаты, детские дома, тюрьмы или психиатрические больницы. В таких местах люди существуют крайне обособленно, словно в отгороженном мире. Это неизбежно накладывает отпечаток на восприятие окружающего, формирует личностные деформации и рождает множество легенд. Еще бы, ведь так интересно проникнуть за высокие стены закрытого заведения и подсмотреть за жизнью его обитателей, пусть она и отталкивающая. Увы, это типичное человеческое влечение - разворошить горы грязного белья и в щелочку наблюдать за теми, кто не такой, как мы.
Поэтому, прочитав аннотацию книги "Сломанные девочки", я решила, что тема закрытой школы-интерната для проблемных детей будет интересна. Я вспомнила "Дом в котором" Мариам Петросян, "Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро и ожидала чего-то аналогичного по эмоциям. Надежды мои развалились в пух и прах.
Где-то в начале книги еще промелькивали проблески неплохой задумки автора - две временные линии, окутанный тайнами интернат для девочек, ореол мистики. Такой сюжет вполне мог быть у Дженнифер Макмахон, а к ее книгам я отношусь с большой симпатией. Но вот автор "Сломанных девочек" явно подкачала в стремлении объять необъятное и засунуть в свое творение все, что можно.
Начну с того, что атмосфера интерната вышла ни капли не гнетущая, как это было задумано. Все описано вскользь, поверхностно, совершенно нет ощущения безнадежности, брошенности девочек. По сути здесь можно было так развернуться - проблемные воспитанницы, которых родители спихивали государству, чтобы не мучиться с нерадивыми дочерями. Учителя-злюки, холодные воспитатели, казенная обстановка, ощущение одиночества, подростковые девчачьи трагедии - непаханое поле для фантазии. Трудные дети уже сами по себе представляют кладезь необычности. Но я получила только урывки событий, намеки на дружбу, печальные попытки создать атмосферу школы. Совершенно не убедительно ...
Что касается самих девочек, а их было 4, тут тоже все топорно и кисло. И, вроде бы, они были с характером, в прошлом пережили потрясения, а ощущения того, что проживаешь с героинями их трагедии, не было. Информация словно пролетает мимо, не оставляя никаких эмоций.
Временная линия настоящего в этой книге - образец предсказуемости и раздражающих персонажей. Фиона, она же Фи (ох, как бесило это Фи!) - типичный доморощенный детектив, уверенная, что ей все по плечу. Зависшая в прошлом, не способная оставить события 20-летней давности, она мчится напролом и ищет то, что уже найдено, и о чем, вообще, пора давно забыть. Стоит прибавить к этому ее сексуально-брутального парня полицейского (ну кем же он еще мог быть!), и можно кривиться в отвращении от их лизаний и соитий, которые зачем-то в обилии вставлены в книгу.
"Гениальный" ход про девочку Соню, пережившую Холокост, и нацистскую надзирательницу, которая нашла ее через 10 лет и убила - это просто верх идиотизма. Тема евреев, которую современные авторы вставляют чуть ли не в каждую третью книгу, уже стала как бельмо на глазу. При этом все описывается настолько дилетантски, однобоко и для вышибания слезы, что начинает отторгаться читателями. Идеальное решение для автора, который хочет "взять за живое" - впихнуть страдания еврейского народа в книгу! И будет стопроцентный успех!
Развязку романа я читала уже по-диагонали. Полный бред с погонями, стрельбой, расплатами за обиды прошлого. Ах да, еще была женщина-призрак, которая мыкалась почти 100 лет между миром мертвых и живых! Периодически она являлась людям, пугала девочек из интерната, оставляла следы. Наверное, автор посчитала, что это будет очень крутой ход - призрак в интернате на холме. Даже до детской страшилки не дотянуло, полная дурость.
Что ж, распрощалась я с этим опусом и с облегчением вздохнула. Что-то не везет мне в последнее время с выбором с книгами в играх. Видимо, нужно серьезнее и тщательнее выбирать :)36557