Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2023 г.

    Финансовый журналист копается среди скелетов в шкафу у богатой семейки. Интересно, захватывающе, но не идеально.

    Микаэль Блумквист, финансовый журналист и один из владельцев экономического журнала "Миллениум", переживает худшие времена в своей жизни. Его изобличающая статья об известном финансисте Хансе Эрике Веннерстрёме оказалась бездоказательной пустышкой из-за которой Блумквист, по решению суда, должен отсидеть срок в тюрьме, да ещё и выплатить серьезную сумму пострадавшему Веннерстрёму, что серьезно повлияло как на репутацию самого Блумквиста, так и на репутацию "Миллениума", от которого отныне бегут рекламодатели, ставя под вопрос существование журнала.

    В этот же момент на контакт к Микаэлю выходит Хенрик Вангер - промышленник и бывший генеральный директор концерна "Вангер", с деловым предложением: в течении года Блумквист должен работать над расследованием о Харриет Вангер, внучки Хенрика, пропавшей почти 40 лет назад в возрасте 16-ти лет. Взамен Хенрик даст Микаэлю компромат на Виннерстрёма, что восстановит репутацию журнала и самого главного героя. Нехотя Микаэль соглашается на предложение, хоть и относится скептически к этой идее, предполагая, что если за 40 лет никто не смог разгадать загадку, то простому журналисту, специализирующемся на экономике и финансах, это вряд ли будет под силу.

    О главном герое мне нечего сказать. Мужик как мужик, очень положительный, рассудительный, но черезчур любвеобильный. Серьезно, он спит практически с каждой встречной женщиной. На протяжении книги, от обилия его сексуальных похождений, уже начинал дергаться глаз. И старая, и младая - все хотят снять одежду и сразу прыгнуть в кровать к герою. Казанова от мира журналистики.

    Помимо Микаэля Блумквиста в книге есть ещё один главный герой - Лисбет Саландер, 24-летняя хакерша, гот, аутист, гений и бла-бла-бла, которая втягивается в расследования Блумквиста и становится его странной помощницей. Это интересный персонаж, с тяжелым прошлым и тонной тайн в загашнике. Где-то до середины Лисбет мне очень нравилась. Она сложный человек, со своими нетипичными привычками, взглядами на жизнь и своеобразным отношением к людям. Но в определенных моментах прям чувствуется, где героиня проседает как персонаж. Автор настолько сильно хотел сделать из нее "не-такого-как-все" гения, что временами хочется ругаться. Например, когда Лисбет из принципа проваливает все психологические тесты, отчего её признают отсталой и невменяемой, приставляя к ней опекуна, который должен контролировать её жизнь. Просто потому что Лисбет не хочется отвечать на вопросы врачебной комиссии, поэтому она делает вид, что она умственно-неполноценная. А потом она возмущается, что посторонний человек лезет в её жизнь и контролирует её финансы. Ау, ты же типа гений, зачем усложнять себе жизнь? Один раз мимикрируй под адекватного человека, ты же прекрасно умеешь это делать (как показал сюжет), что б тебя признали вменяемой и дали спокойно жить! Но нет, ежики кололись, плакали, но продолжали жевать кактус.
    Или когда она, ни с кем не посоветовавшись, уничтожает огромную папку с уликами, полную информации, которая бы позволила раскрыть множество нераскрытых преступлений по всей Швеции за много лет. Просто потому что ей не хочется разговаривать с полицией и фигурировать где-либо. Причем её участвие в деле даже необязательно, просто никто о ней ничего бы не рассказал и всё. Но нет, у Лисбет своя логика и принципы. Прям разозлил этот момент.

    Имхо, но ничего гениального по сюжету она не делает, зато постоянно противоречит сама себе. То не умеет привязывается к людям и любить, то как девочка-подросток пускает слюни по Блумквисту в первый же день. То она абсолютно асоциальна, но при этом имеет огромную сеть знакомых по всему миру, готовых по её просьбе сделать что угодно не совсем легальное. То она не может ради галочки улыбнуться врачу, то моментально перевоплощается в другого человека, проводя аферу века. В общем, странно. Интересно, но странно.

    Язык повествования очень... сухой, как будто читаешь репортаж в газете, а не художественную книгу, что бросается в глаза с первых страниц, но я быстро к этому стилю привыкла и перестала обращать внимание. Ещё очень смущает много текста посвященных экономике Швеции и прочим экономическим штукам. Мне было скучно это читать, ибо в теме финансов я абсолютно не разбираюсь. Да и на сюжет эти вещи особо не влияют. Просто введение читателя в экономическую сферу.

    Тем не менее, книга мне очень понравилась и прочитала её с удовольствием, что редко бывает в последние месяцы. Не захотелось бросить чтение на пол пути, как бывало со многими детективами. Загадка тут есть. Расследование тоже есть. Причем герои реально ездят, что-то ищут, ковыряются в архивах и фотографиях, пытаются восстановить события почти 40-летней давности, а не просто тыкают пальцем в небо. В любовную линию я не верю, уж больно всё переплетено, но, тем не менее, Лисбет и Микаэль мне нравятся. Книга не идеальна, но держит в напряжении до самого конца. Я не могу её на 100% рекомендовать, так как понимаю, что она очень специфическая по многим параметрам, но себе поставила галочку, что надо обязательно посмотреть фильм и почитать другие книги автора.




    17
    420