Рецензия на книгу
Cakes and Ale or the Skeleton in the Cupboard
W. S. Maugham
Аноним25 января 2014 г.Чтение этого романа было похоже на слушание рассказа человека, который, может быть, тебе и не друг, и не старый знакомый, просто видавший виды человек, но ты любишь слушать его за кружкой чего-нибудь горячительного, когда за окном ночь и метет, и удивляться, какая же интересная у него жизнь и как просто и обыденно он об этом говорит.
Если бы меня попросили определить «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» одним эпитетом, я употребила бы слово «забавный», как бы уничижительно по отношению к этой книге оно не звучало. Забавно, но герой, ради которого, казалось бы, роман и создавался, вовсе не является в нем главным. Эдуард Дриффилд – центральная (но не главная!) фигура, на которую, как на ствол дерева ветки, крепятся образы других героев, во многом более интересные и колоритные. Забавно, но, преследуя цель рассказать историю жизни писателя, повествователь в гораздо большей степени раскрыл натуру его жены. Забавно, но во время чтения меня постоянно преследовало чувство, что Моэм вовсе не хотел так обстоятельно описывать образы Роя, миссис Бартон Траффорд, миссис Хадсон и других обитателей книги, но просто не мог себе позволить обойти эти характеры стороной. В итоге получилась мини-энциклопедия жизни английской интеллигенции и не только в 19 веке. Теперь я даже знаю, зачем английские подростки в то время мазали верхнюю губу вазелином.
К Дриффилду, признаться, я прониклась чувством безмерной жалости. Несмотря на то что все вокруг спешили сообщить ему, какой же он гениальнейший гений, он был одиноким одиночкой, и, вероятно, никто не знал, каков он на самом деле и чем занята его голова, ну хотя бы примерно. Разве что Рози. Только в ее словах чувствуется, что она воспринимает его адекватно. Другие же, даже, казалось бы, самые преданные друзья и почитатели говорят о нем, как о кукле, о несмышленыше каком-то, и уверены, что знают о нем гораздо больше его самого. Непонятно, почему его считали чудаком и недостойным светского общества человеком в Блэкстебле и величайшим литературным умом современности в Лондоне, если ни те, ни другие, в сущности, ничего о нем не знали.
…подлинная его душа, до самой смерти не распознанная и одинокая, безмолвной тенью сопровождала видимые всем фигуры – автора, написавшего его книги, и человека, прожившего его жизнь, - посмеиваясь с ироническим безразличием над этими двумя марионетками, которые мир принимал за Эдуарда Дриффилда.А вот Рози стала моим кумиром. Разве не здорово вот так жить, отдаваясь порывам и инстинктам, делать людей счастливыми и самой становиться счастливее от этого? Любить любовь.
Она была как чистый глубокий родник на лесной поляне – в него божественно приятно окунуться, но он не становится менее прохладным и прозрачным от того, что до вас в нем купались и бродяга, и цыган, и лесник.Да, ее многие не любили, женщины, безусловно, завидовали, потому что положение и воспитание не позволяло им жить так же, мужчины злились, потому что из-за все того же положения и воспитания не могли ей обладать. Но она была счастлива и всегда честна сама с собой. Может быть, это главное.
И напоследок пара мелочей, которые, кроме прочего, я открыла для себя, прочитав роман Моэма: до чего же утонченным и изысканным напитком может оказаться пиво, а у каждого человека есть скелет в шкафу, причем часто он сам об этом не подозревает.930